Определения понятия «трудолюбие»

Страница 1

Трудолюбие - врождённая потребность в деятельности. Уже в первые годы жизни малыша в его играх есть элементы труда, преодоления и совершенствования себя, нуждающиеся в поощрении и поддержке. Детская игра — начало приобщения ребёнка к постоянно усложняющимся занятиям, а затем к труду. Важно, чтобы дети в семье имели постоянные и чётко определённые обязанности, наличие которых и периодическая проверка их исполнения внушают ребёнку ощущение своей полезности и умелости. Недопустимо наказание трудом. Наоборот, важно создавать такие ситуации, когда какое-либо поручение будет наградой, особой формой доверия.

Трудолюбие – черта характера, состоящая в положительном отношении к процессу трудовой деятельности. Проявляется в активности, инициативности, добросовестности, увлеченности и удовлетворенности самим процессом труда. В психологическом плане трудолюбие предполагает отношение к труду как основному смыслу жизни, потребность и привычку трудиться. (Словарь психолога –практика/ сост. С. Ю. Головин).

Николай Гаврилович Чернышевский — великий русский революционный демократ, ученый, мыслитель, писатель и критик - высоко оценивал труд как средство физического и нравственного воспитания. «В труде он видел основы человеческого общежития, считал необходимым воспитывать в молодом поколении любовь к труду и ненависть к тунеядству, способность сочетать слово с делом и желание трудиться на общее благо.

Огромное внимание автор уделял труду, особенно труду в коллективе, и предсказывал, что в новом обществе труд из необходимости превратится в первую потребность человека и в источник наслаждения. Только в труде, по его мнению, человек развивает свои человеческие качества; вне труда и без труда вырастают тунеядцы и паразиты, образуется гниль и плесень».

Константин Дмитриевич Ушинский — великий русский педагог, основоположник русской педагогической науки и народной школы в России - высоко ценил труд, указывал, что именно труд создает ценности, бичевал праздность и тунеядство. Придавал большое значение физическому труду, считая полезным соединение в деятельности человека физического труда с умственным.

Говоря о труде и его воспитательном значении, он совершенно правильно указывал, что «учение есть труд и должно остаться трудом, но трудом, полным мысли». Воспитание, по его мнению, должно развить в человеке любовь и привычку к труду.

Словарь русского языка дает следующее толкование этого слова: трудолюбие – это «любовь к труду, усердие в труде». Однако применительно к педагогическим и психологическим воззрениям значение слова «трудолюбие» весьма раздвинуло границы толкового словаря.

Это и привычка трудиться; ответственное отношение к своим обязанностям; требовательность к способу и результатам своего труда, самокритичный анализ деятельности; нетерпимость к проявлению лени и безответственности; творческий подход; сочетание исполнительности и инициативности; убежденность в необходимости и важности труда как для своего существования и развития, так и для общества в целом.

А. И. Кочетов и В. И. Петрова в своей работе «Воспитание у школьников» указывают на стержневое качество трудолюбия, объединяющее все компоненты готовности к труду. Уровень его развития выступает показателем сформированности потребности в труде и трудовом опыте.

Работы многих авторов говорят о том, что труд должен быть свободным. Несвободный труд не только не возвышает нравственно человека, но низводит его на ступень животного. Труд только и может быть свободным, если человек сам принимается за него, по осознанию его необходимости; труд же вынужденный, на пользу другому, разрушает человеческую личность того, кто трудится или, вернее сказать, работает. Труд — не игра и не забава; он всегда серьезен и тяжел; только полное сознание необходимости достичь той или другой цели в жизни может заставить человека взять на себя ту тяжесть, которая составляет необходимую принадлежность всякого истинного труда.

«К сожалению, среди современных школьников еще довольно часто встречаются ребята, не обладающие трудолюбием, привычкой к труду, напряженной работе, постоянным умственным и физическим нагрузкам. Более того, немалая часть из них не имеет даже самых элементарных трудовых навыков».

Богата народная мудрость пословицами, поговорками о труде: «Труд—всему голова!», «Трудиться всегда пригодится!», «Без труда не вытащишь и рыбки из пруда», «Руки голову учат», «Делу —: время, потехе — час!» и т. д. Все они утверждают его всесилие. Народные предания, легенды, сказки преисполнены гордостью за человека, умеющего и любящего трудиться: герои их ловкие, смелые, трудолюбивые, готовые своим трудом принести счастье людям; трудолюбие и прилежание побеждают лень и праздность; смекалка и находчивость, упорство и целеустремленность помогают героям одолеть коварство и жестокость, насилие и стихийные бедствия.

Страницы: 1 2

Информация по педагогике:

Цели и задачи к учебной программе
Целью программы является создание условий для развития детского творчества, художественного вкуса и интереса к народному искусству посредством обучения лепке из глины. Программа ставит следующие задачи: Образовательные: познакомить с историей керамики, как вида прикладного искусства; помочь понять ...

Профессиональные качества педагога профессионального обучения, по направлению «Машиностроение и технологическое оборудование»
В соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования педагог профессионального обучения обеспечивает приобретение профессии по программам начального профессионального образования учащимися образовательных учреждений. Объектами профессиональной деятельнос ...

Планирование ребенка, как предупреждающий фактор благополучного развития личности
Материнство изучается в русле различных наук: истории, культурологии, медицины, физиологии, биологии поведения, социологии, психологии. В последнее время появился интерес к комплексному исследованию материнства. Важность материнского поведения для развития ребенка, его сложная структура и путь разв ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru