Понятие творческой задачи

Страница 1

Математическое творчество не является атрибутом традиционного школьного обучения (по крайней мере, на рассматриваемом нами возрастном этапе 6 – 9 классах). Однако детское математическое творчество возможно инициировать, «запустить» возможно при определенных условиях организацией учебного процесса. Инициация такого рода детской активности, способствующей личностному росту ученика, развитию его мыслительных способностей, способностей к самостоятельной деятельности и планированию является особенно важной при обучении подростков.

Прежде всего, конкретизируем понятие задачи, для этого применим систему понятий, введенную Баллом для задания общей рамки подхода к пониманию задач. Г.А. Балл определяет задачу (или он называет её ещё задачной системой), как систему, обязательными компонентами которой являются:

предмет задачи (всякий предмет (материальный или идеальный), для которого не совпадают в исходное требуемое состояние) находящийся в исходном состоянии или исходный предмет;

б) модель требуемого состояния или требования задачи.

Заметим, что обязательные компоненты задачи не исключают наличия в её составе других компонентов.

Решение задачи в рамках “задачного подхода” (термин Г.А. Балла) определяется как “воздействие на предмет задачи обуславливающее её переход из исходного состояния в требуемое”. “Воздействующей” на предмет задачи силой является “решатель”. В качестве решателей могут выступать животные, люди, коллективы людей, технические устройства, то есть решатель, согласно Баллу, может быть охарактеризован как совокупность средств решения задачи, находящихся в его распоряжении. Кроме того, Г.А. Балл вводит понятие “идеализированный решатель”, как систему четко охарактеризованных средств решения задачи, отличая его от “реального решателя”.

Согласно этому, задачи, рассматриваемые безотносительно к решателю называются несоотнесенными, а задачи, рассматриваемые по отношению к решателю – отнесенные (к идеализированному решателю в системе преметно-логических средств решения задачи и к решателю с определенными характеристиками – способами решения задач). Таким образом, творческая задача, рассматриваемая нами, является по Баллу отнесенной задачей, так как она всегда удерживает отношение “решатель-задача”.

Опишем понятие творчества, чтобы отличить его от хорошо поставленных в школьной практике видов самостоятельной учебной работы учащихся (реферирования литературы, самостоятельного углубленного изучения темы и т.д.), а также от различных форм соревновательности (решения задач на соображение, участия в математических олимпиадах).

Мы будем рассматривать творчество, как его описывает А. Т. Шумилин, как вид деятельности, качественно отличный от других видов деятельности (в том числе и от учебной). Творчество – сложная многоэтапная деятельность. Структура творческого процесса отражает логику (необходимость) движения творчества, логику перехода от одного этапа к другому. В структуре творчества проявляется его сущность и многие закономерности его динамики. Раскрытие структуры творчества имеет большое значение для понимания сущности творчества, его законов. В определении структуры творчества А. Т. Шумилин исходит из того, какие задачи решаются на каждом этапе творчества, выделяет основные этапы движения творчества – от возникновения проблемной ситуации (противоречия) до ее разрешения. Можно выделить четыре основных этапа творчества.

Первый этап – осознание, постановка, формулирование проблемы.

Второй этап – нахождение принципа решения проблемы, нестандартной задачи (решающая гипотеза, идея изобретения, замысел).

Третий этап – обоснование и развитие найденного принципа, теоретическая разработка, конкретизация и доказательство гипотезы (научное творчество). К этому же этапу относится и разработка плана экспериментальной проверки гипотезы, реализации замысла, идеи и т.д.

Страницы: 1 2 3 4

Информация по педагогике:

Методики психолого-педагогического обследования дошкольников
Цель: выявление элементарных образных представлений ребёнка об окружающем мире, логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами мира; умение рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль; для детей от 4 лет. Стимульный материал: картина с изображением бо ...

Методика постановки творческих задач
В описываются особенности организации обучения математике, делающей возможным математическое творчество школьников, оставляющие за учащимися возможность выбора и свободного планирования собственной деятельности. Наличие особого способа изучения материала – постановки задачи в общем виде, ее решение ...

Условия формирования познавательного интереса
Опираясь на огромный опыт прошлого, на специальные исследования и практику современного опыта, можно говорить об условиях, соблюдение которых способствует формированию, развитию и укреплению познавательного интереса учащихся: Первое условие состоит в том чтобы, осуществлять максимальную опору на ак ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru