Понятие творческой задачи

Страница 3

Обсуждая творчество учащегося, специально отмечают наличие активной личностной позиции по отношению к познанию, личную заинтересованность в творческой деятельности, эмоционально окрашенное отношение к исследуемому материалу.

Нецелесообразно развивать творчество в отрыве от личной заинтересованности учащихся в творческой деятельности. Однако особенности взаимосвязи творчества и личности до сих пор являются слабоизученными. М. М. Кашапов и Ю. А. Табакова выделяют следующие психические компоненты – стимуляторы творческой активности: сензитивность к стимулам определенного рода, внутренний интерес, способность предвосхищения результата, степень владения материалом, активизация эмоциональных переживаний в процессе встречи с творческим материалом. Чтобы добиться вовлеченности школьника в процесс творчества, необходимо поощрение инициативы, активности, оригинальности, вовлечение эмоций и внутренней мотивации. Cамоопределение ребенка как исследователя математика связано с таким неявным, но реальным и существенным фактором образовательного процесса, как дух творчества, эмоциональная атмосфера.

Для развития исследовательской, творческой, познавательной деятельности нужно искать способы особой, побуждающей к творчеству обстановки на занятиях. Можно предложить следующие рекомендации по созданию творческой атмосферы, сформулированные С. Парнсом.

Устранять внутренние препятствия творческим проявлениям. Чтобы ученики были готовы к творческому поиску, надо помочь им обрести уверенность в своих отношениях с окружающими – соучениками, учителем. Их не должно тревожить, будут ли приняты, или не будут ли осмеяны их соображения. Они не должны бояться сделать ошибку.

Уделять внимание работе подсознания. Даже когда проблема не находится непосредственно в центре внимания, наше подсознание может незаметно для нас самих работать над ней. Некоторые идеи могут на мгновение «показаться на поверхности»; важно вовремя пометить и зафиксировать их, чтобы впоследствии прояснить, упорядочить и использовать.

Воздерживаться от оценок. Благодаря этому учащиеся смогут расширить русло для потока идей, больше времени и внимания уделить свободному размышлению над проблемой.

Показывать учащимся возможности использования метафор и аналогий для творческого поиска, отыскания новых ассоциаций и связей. Возможности творческого поиска расширяются за счет неочевидных сопоставлений, сравнений. Образное мышление на основе метафорических сравнений нуждается в поддержке и развитии. Работа с метафорами предполагает не просто побуждение к образному мышлению, но сочетание спонтанности в создании образов и целенаправленности в их осмыслении, включении в решение творческой задачи.

Давать возможность умственной разминке. Поначалу сама обстановка совместного группового поиска решений может показаться непривычной, вызвать растерянность. Надо дать возможность учащимся освоиться в новой для них ситуации.

Поддерживать живость воображения. Необходимо поддерживать проявления фантазии, свободного воображения, т.к. они являются фундаментом творческого мышления.

Расширение фонда знаний. Объем имеющихся сведений – это база, на основе которой создаются новые идеи. Однако зависимость творческих возможностей от осведомленности, информированности неоднозначна. Усвоение информации не заменяет и само по себе не развивает умения думать.

Помогать учащимся видеть смысл, общую направленность их творческой деятельности, видеть в этом развитие собственных возможностей решать творческие задачи.

Все перечисленные рекомендации осуществимы лишь в условиях свободного обмена мнениями, идеями, в обстановке живого обсуждения, творческой дискуссии. Еще одна их черта – личностная включенность учащихся, создать которую можно лишь при соответствующей включенности самого учителя.

Самоопределение учащегося как выполняющего творческую работу есть только первый его шаг к реальному математическому исследованию.

Страницы: 1 2 3 4

Информация по педагогике:

Сравнительная характеристика учебников по математике для 2 класса Л.Г. Петерсон и М.И. Моро
Сравнение учебников проводится на основе выявления сходства различия темы умножения и деления на 2 и 3. Главная задача при изучении умножения и деления на 2 и 3, уроков математики по учебнику М.И. Моро (с. 68—85), — составить вместе с детьми таблицы умножения и деления, выполнить различные упражнен ...

Универсальные учебные действия, их виды и функции
Те перемены, которые происходят в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение ра ...

Организация и методика проведения прогулки в детском саду
Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступ­ным средством закаливания детского организ­ма. Она способствует повышению его выносливости и устойчи­вости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенн ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru