Психолого-педагогические основы применения современных информационных технологий в экологическом образовании

Образование и педагогика » Совершенствование экологического образования на основе внедрения новых информационных технологий » Психолого-педагогические основы применения современных информационных технологий в экологическом образовании

Страница 2

Когда средство обучения становится системобразующим элементом учебной деятельности, возникает необходимость в алгоритмизации его работы. Это осуществляется через систему последовательно связанных операций, ведущих к конкретному результату. Подробная система операций, выполняя основные функции обучения, представляет собой технологию обучения. ремонт телевизоров

Технология как новый тип средств обучения.

На протяжении XX столетия в мировой педагогике делалось немало попыток «технологизировать» учебный процесс. До середины 50-ых гг. эти попытки были сосредоточены в основном на использовании различных технических средств обучения (ТСО). С «технизацией» обучения связывались немалые надежды на преобразование практики массового обучения. Начиная с «волшебного фонаря» и до микрокомпьютеров в педагогике присутствует течение, которое ориентируется на возможности ТСО. Подобно тому, полагают энтузиасты технизации, как современный дом все больше и больше становится «машиной для жилья», насыщенная техническими средствами школа становится «машиной для учения». В такой школе учитель будет потеснен, а наиболее горячие энтузиасты полагают, что и вытеснен.

Постепенно внимание обратилось не только к ТСО, дополняющим учебный процесс (средства эпипроекции и диапроекции, звукозаписи, учебное кино, телевидение и другие), но и к таким техническим устройствам, которые могут влиять на самый ход обучения, брать на себя некоторые функции учителя. В середине 20-х гг. американец С. Мерсси разработал механическое устройство для проверки выполнения контрольных заданий. Создав несколько таких устройств, он увидел в них нечто большее, чем простые машины для автоматизированного опроса, и оценивал их как вклад в грядущую техническую революцию в образовании: «Образование является крупной отраслью индустрии и должно поэтому применять методы массового производства… В образовании вполне возможна своя «промышленная революция»… Возможно, что только таким путем удастся сделать всеобщее образование эффективным».

С середины 50-х гг. разработка вопросов использования технических средств в обучении связана со становлением и развитием программированного обучения и течения «педагогической технологии». Можно выделить два направления исследований и практических разработок: использование технических средств в обучении и особый «технологический» подход к построению обучения в целом.

В технологии обучения важнейшую роль играет средство обучения. Однако не все средства производства имеют высокую производительность и могут использоваться в технологиях. Следовательно, не все средства обучения могут создавать технологии и выступать в роли техноформирующего фактора.

Значительное внимание в педагогической технологии отводилось и продолжает отводиться вопросам развития ТСО и максимального использования их образовательных возможностей: охват аудиторий учащихся, увеличение информационной емкости и пропускной способности технических средств, индивидуализация каналов подачи учебной информации. В разработках на эту тему возможности технических средств обычно становится исходным моментом для построения обучения.

Многие специалисты выделяют современный этап как переход от традиционных массовых средств информации (учебное радио и телевидение) к новой информационной технологии – ЭВМ, компьютеризованные системы хранения информации и каналы связи, лазерные и микроэлектронные устройства. Сторонники технизации учебного процесса видят путь повышения эффективности обучения в широком использовании ТСО.

Рассмотрим наиболее популярное сегодня средство обучения – информационные технологии и попытаемся проследить, как на их базе формируются технологии обучения.

Технологии обучения и информационные технологии – это не одно и то же. Во-первых, к технологиям обучения относятся и неинформационные технологии (например, технология обучения по учебникам), а во-вторых, информационные технологии содержат много того, что никогда не будет изучаться в учебном процессе (например, механизмы кодирования, обработки и передачи информации по сети).

Использование информационных технологий в образовании обусловлено серьёзными объективными причинами. Они способны в несколько раз повысить эффективность обучения. По данным исследователей из Современного гуманитарного университета компьютерное обучение позволяет студенту усваивать за единицу времени в 13 раз больше учебных понятий, чем при слушании лекций в группах.

Основной структурно-сетевой единицей информационной технологии является компьютер. При рассмотрении процесса обучения в статике, то есть каждый отдельно взятый момент времени (на учебном занятии или во время выполнения домашних заданий), компьютер выступает только как средство обучения. Какое бы программное обеспечение на нём ни стояло, с какой бы учебной программой обучающийся ни работал, он использует компьютер как любое другое средство обучения (например: кино- и видеопроекторы, таблицы, схемы, карты и другие наглядные пособия).

Однако ситуация полностью меняется, если мы рассматриваем процесс обучения в динамике (на протяжении какого-то промежутка времени). В этом случае компьютер берёт на себя ещё и функции учителя. Программы, заложенные в компьютере, сами проводят оценку совершённых обучающимся действий и предлагают инструкции по дальнейшей работе. Обучающая программа рассчитана на определённое количество времени, в течение которого обучающийся может изучать новый учебный материал без помощи учителя. Программа преподносит материал красочно, наглядно, с необходимыми объяснениями, деталировкой, управляет процессом обучения да, кроме того, может ещё учесть и индивидуальный интерес обучающегося, раскрыв какие-то аспекты темы более глубоко.

Страницы: 1 2 3

Информация по педагогике:

Биологическое и социальное в ребенке
Эта проблема — предмет давней и горячей полемики между двумя научными направлениями: биологизаторов, считающих, что человек имеет прирожденный и трудноизменяемый комплекс способностей, и средовиков, трактующих ребенка как «чистую доску», на которой социальный опыт и воспитание «рисуют» личность. Не ...

Содержание и методы коррекционной работы с детьми и подростками
Объект педагогической коррекции - это отдельные сферы личности детей, подвергающиеся изменению, а предмет коррекции - та психическая реальность, на которую направлено коррекционное воздействие. Содержание коррекционной работы с детьми чаще всего связано со следующей группой трудностей: Несоответств ...

Понятие «коммуникативная культура»
Коммуникативная культура – это совокупность умений и навыков, обеспечивающих доброжелательное взаимодействие людей друг с другом, эффективное решение всевозможных задач общения. Рассмотрению общих и частных проблем общения и межличностной коммуникации посвящены исследования Б.Г. Ананьева, Г.М. Андр ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru