Состояние проблемы развития личности в системе гуманитарных наук

Страница 3

Проблема способностей всегда волновала умы и с теоретической, и с практической стороны. Встречая проявления ярких способностей, мы удивляемся и восхищаемся ими. Почти каждому хочется узнать потенциал своих способностей. Как их раскрыть, развить? Почему у одних они имеются, а у других – нет?

Серьезный вклад в изучение проблемы способностей внесли отечественные ученые С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, H.C. JIeви, В.Н. Дружинин, В.Д. Шадриков и др.

В отечественной психологии в трактовке проблемы способностей можно выделить два направления. Первое – психофизиологическое, которое исследует связи основных свойств нервной системы (задатков) и общих психических способностей человека (работы Э.А. Голубевой, В.М. Русалова). Другое направление – исследование способностей в индивидуальной, игровой, учебной, трудовой деятельности (от деятельностного подхода А.Н. Леонтьева). Это направление в большей степени рассматривает деятельностные детерминанты развития способностей, при этом роль задатков либо не рассматривается, либо просто подразумевается. Затем в рамках школы С.Л. Рубинштейна (А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова-Славская) сложилась компромиссная точка зрения на исследование проблем способностей. Ученые, разделяющие эту точку зрения, рассматривали способности, возникающие у человека на основе задатков, как развитие способов деятельности.

В самом общем виде способности – это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и лёгкость овладения ими. Способности не могут быть сведены к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, но способности обеспечивают их быстрое приобретение. Фиксацию и эффективное практическое применение. Успешность в деятельности и общении определяется не одной, а системой различных способностей, при этом они могут взаимокомпенсироваться.

Существует три общепринятых подхода: житейский, этимологический и научный.

Житейский подход к понятию «способности». В наших обыденных разговорах мы часто употребляем термин «способности» не только относительно человека, но и относительно других предметов, например: «Алмаз способен резать стекло», т.е. используем данный термин для обозначения свойства, качества. Тот же смысл мы вкладываем, когда сообщаем кому-либо о поразивших нас способностях (быстрый счет, воспроизведение мелодии, искусная работа и др.). В обыденной практике способностями мы называем любые умения и навыки человека, которыми он обладает, независимо от того, являются ли они врожденными или приобретенными, элементарными или сложными.

Этимологический подход к понятию «способности». В толковых словарях русского языка термин «способный» чаще всего связывается с другими терминами – «одаренный», «талантливый» и употребляется как их синоним. Таким образом, способность имеет разную степень выраженности. В Толковом словаре В. Даля «способный» определяется как «годный к чему-либо или склонный, ловкий, сручный, пригодный, удобный». В этом же словаре имеются другие термины: «способливый» и «способляться». Способливый человек – это находчивый, изворотливый, умеющий сладить, управиться, устроить дело. Таким образом, здесь термин «способный» определяется через соотношение с успехом в деятельное и приравнивается к понятию «умный».

Научный подход к понятию «способности» отличается от житейского повседневного более узким значением. В науке способности классифицируются на врожденные (от задатков) и приобретенные (от знаний, умений, навыков).

Способности (как и человека в целом) изучают различные науки – философия, педагогика, социология, медицина и др. Но ни одна из них не рассматривает так глубоко и разносторонне проблему способностей, как психология. Кроме того, следует отметить, что до педагогики более чем для другой науки, важно изучение способностей каждой личности. Именно через способности личность становится субъектом деятельности в обществе. Через развитие способностей человек достигает своей вершины в профессиональной и личностном смысле (греч. akme – вершина; отсюда произошло название новой научной дисциплины – акмеологии, изучающей закономерности такого восхождения и его характеристики).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Информация по педагогике:

Понятие части речи в лингвистике
Понятие «части речи» является одним из важнейших в грамматике, поэтому в трудах лингвистов прошлого делались попытки его точного, непротиворечивого и объективного определения. Сам термин сформировался не сразу. Почти все современные грамматические концепции и связанные с ними термины и понятия восх ...

Структура игры. Игра как формирующий эксперимент
Цели исследования: Внедрение в традиционный учебный процесс активных методов формирования и развития социальных, образовательных и ключевых компетентностей. Выстроить образовательную траекторию школьников с учетом их вне учебного интереса. Задачи исследования: 1. Апробирование новых обучающих техно ...

Методические разработки по теме "ванадий и его соединения"
Тема. Ванадий. Цель: повторить и обобщить сведения о свойствах, способах получения и применении ванадия и его соединений. Оборудование: Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева (приведена в электронном учебном пособии). Содержание урока соответствует части IV.9 электронного учебно ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru