Состояние проблемы развития личности в системе гуманитарных наук

Страница 4

Существует целый ряд классификаций способностей:

1) природные (или естественные) способности в основе своей биологически обусловленные. Связанные с врождёнными задатками, формирующиеся на их базе, при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей;

2) специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде (общие и специальные высшие интеллектуальные способности, в основе которых лежит пользование речью, логикой, теоретические и практические, учебные и творческие).

Специфические человеческие способности в свою очередь подразделяются на:

а) общие, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук и т.д.). И специальные, определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие (способности математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные и т.д.). Эти способности, как правило, могут дополнять и обогащать друг друга, но каждая из них имеет собственную структуру;

б) теоретические, определяющие склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, и практические, лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям. Сочетание этих способностей свойственно лишь разносторонне одарённым людям;

в) учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, и творческие, связанные с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений. Высшая степень творческих проявлений личности называется гениальностью, а высшая степень способностей личности в определённой деятельности (общении) – талантом;

г) способности к общению, взаимодействию с людьми. А именно, речь человека как средство общения, способности восприятия и оценки людей, социально-психологической приспособляемости к различной обстановке, вхождения в контакт с различными людьми, расположения их к себе и т.д., и предметно-деятельностные способности, связанные с взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т.д.

Подавляющее большинство психологов считает, что задатки – это некоторые генетически детерминированные (врождённые) анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие индивидуально-природную основу (предпосылки) формирования и развития способностей. Однако некоторые из учёных (например, Р.С. Немов) полагают, что у человека есть два вида задатков: врождённые (природные) и приобретённые (социальные).

Если говорить о природе человеческих способностей, то, прежде всего, речь должна идти о природе так называемых социальных способностей, биологическая основа которых до сих пор точно не установлена. Это – высшие, культурно-обусловленные способности. Условиями и предпосылками развития их являются в первую очередь обстоятельства жизни человека: жизнь в обществе, наличие социально-культурной среды, созданной искусственно трудом многих поколений людей; обучение в детстве пользованию соответствующими предметами, например, музыкальными инструментами; участие в целом ряде сложных, высокоорганизованных видах деятельности и общения; наличие круга людей, которые в состоянии передать необходимые знания, умения и навыки с помощью эффективных средств и методов обучения и воспитания; отсутствие у человека с рождения жёсткой запрограммированности поведения, наличие незрелости мозговых структур с их способностью к последующему формированию путём обучения и воспитания.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Информация по педагогике:

Анализ результатов исследования
После проведения формирующего эксперимента было проведено контрольное обследование детей экспериментальной и контрольной групп. Полученные данные показали, что уровень показателей познавательных способностей у детей экспериментальной и контрольной групп после проведения формирующих занятий стал раз ...

Современные педагогические средства как основа развития учебной мотивации студентов
Логика нашего исследования предполагает рассмотрение вопроса "какие современные средства обучения рациональней всего использовать для развития учебной мотивации студентов УСПО?". В данном параграфе мы к ним и обратимся. Нельзя говорить о современных педагогических средств обучения, не зат ...

Этапы становления технологического образования в России и за рубежом
Еще задолго до появления педагогических теорий, в многовековой практике трудовому воспитанию молодежи в Древней Руси отводилось важное место. Традиции, обычаи и обряды формировали социально значимые качества, среди которых трудовые навыки умения, трудолюбие находились на одном из первых мест. При у ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru