Состояние проблемы развития личности в системе гуманитарных наук

Страница 7

Есть примеры и другого рода, когда способности обнаруживаются не в раннем, а позднем возрасте. Так, некая пожилая женщина, оставшись одна в инвалидной коляске, неожиданно для себя начала рисовать. Из-под ее руки выходили рисунки, которыми могли похвалиться, любые начинающие художники.

Японский художник Хокусай писал о том, что с шести лет им владела страсть к рисованию, изображению различные формы. К пятидесяти годам у него было сделано бесчисленное количество рисунков, однако он считал, что все сделанное им не стоит внимания. Только в семьдесят три он кое-что узнал о действительном строении природы – животных, растений, птиц, рыб и насекомых. Он пишет, что, когда ему будет восемьдесят, он узнает еще больше, в девяносто постигнет тайный смысл вещей, а в сто, безусловно, достигнет поразительных высот. Он думает, что когда ему будет сто десять лет, все, что он нарисует, хоть линию! хоть точку, – все будет живым, будет дышать жизнью.

Данные примеры показывают, что практически не существует возрастных границ развития способностей, хотя, конечно же, их надо развивать в самом раннем детстве.

Важную роль в развитии способностей играют мотивация и, вызываемая ею, напряженная активность. Наблюдения за одаренными детьми показывают, что они обнаруживают сильную тягу к занятиям той деятельностью, к которой они предрасположены. Такие дети могут без устали часами изо дня в день заниматься интересующим их делом.

Способности – понятие динамическое. Они формируются, развиваются и проявляются в деятельности. Без собственной активной деятельности нельзя развить способности. Свои способности можно определить, только попытавшись приложить их. Конечно, не раскрыв рта, нельзя узнать, сможешь ли ты петь, есть ли у тебя голос. Это главный ответ на вопрос о том, как найти свое призвание. Только в трудовой деятельности можно найти ту основную среду, которая сформирует ваш талант.

Ряд ученых, в частности Б.М. Теплов, считают, что способности не могут существовать иначе как в постоянном развитии. Способность, которая не развивается, со временем теряется. Только благодаря постоянным упражнениям мы поддерживаем и развиваем соответствующие способности.

«Специальные способности – это такие индивидуально-психологические особенности, которые способствуют успешному овладению и выполнению какого-то конкретного вида деятельности».

Следовательно, примером специальных способностей может быть голос Дмитрия Хворостовского, Шаляпина, актерское мастерство Алисы Фрейндлих. Это все великие актеры, музыканты, спортсмены и т.д.

Индивидуально-психологические особенности субъекта внутренне связаны со способностями человека – одной из его характерной черт. По авторитетному утверждению Б.М. Теплова и В.Д. Небылицина, хотя способности человека формируются по специфическим психологическим закономерностям, а не заложены в свойствах нервной системы, но, конечно, процессы обучения будут протекать иначе у лиц с высокой и низкой динамичностью нервных процессов В исследовании природы умственных способностей в плане индивидуально-типических различий людей отмечено, что типологические свойства нервных процессов определяют динамику протекания умственной деятельности: скорость усвоения знаний, силу сосредоточения внимания, устойчивость отношения к внешним раздражителям умственную способность. Иначе говоря, отмечена безусловность связи психофизиологического, задаткового и собственно психологического уровней способностей как индивидуально-психологических особенностей человека, отличающих его от других людей.

Однако, как отмечал С.Л. Рубинштейн, это только одна из предпосылок формирования способностей человека: «Между задатками и способностями очень большая дистанция; между одними и другими – весь путь развития личности. Развиваясь на основе задатков, способности, являются все же функцией не задатков самих по себе, а развития, в которое задатки входят как исходный момент, как предпосылка .».

Страницы: 2 3 4 5 6 7 

Информация по педагогике:

Изучение понятия «ценность» в теории физкультурного образования
На рубеже второго тысячелетия для развития теории физической культуры и ее специфического направления – теории физкультурного образования – возникла необходимость создания новой методологической базы, основанной на разработке ценностно-гуманистических, интегративных аспектов физкультурной деятельно ...

Характеристика развития ребенка в дошкольном возрасте
В дошкольном возрасте деятельность ребенка ста­новится более сложной и разнообразной. Постепенно совершенствуется способность играть и рисовать, ле-, пить, строить по собственному замыслу. Возрастает роль коры головного мозга в регуляции поведения, повышается работоспособность нервной системы. Слож ...

Знакомство с понятием площади
Как уже упоминалось выше понятие площади (и ее измерения) базируется на ряде других понятий. Знакомство с площадью в пятом классе начинается с изучения площади прямоугольника. Учащимся предлагается конструктивное определение площади. Хотя определением его назвать можно с трудом, скорее это правило ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru