Мы считаем, что этот перечень методов технологического образования можно расширить. При этом, учитывая интегративность и большой объем информации, основной акцент в технологическом образовании должен быть сделан на использовании творческих, активных и комплексных методов, которые представлены на нижеследующем рисунке.
Таблица 4. Методы технологического образования.
Метод упражнений | ||
Метод дизайн-анализа изделий | ||
Метод творческих проектов | ||
Комплексные |
Морфологический анализ | |
Метод мозговой атаки | ||
активные |
Деловая игра | |
методы |
Метод компьютерной поддержки | |
технологического |
Учебный эксперимент | |
образования |
Олимпиады, конкурсы | |
Экскурсии | ||
Метод фокальных объектов | ||
Функционально-стоимостный анализ | ||
Алгоритмический метод |
А теперь дадим краткую характеристику каждому из этих методов.
Метод упражнений. Его сущность состоит в целенаправленном повторении коротких, сфокусированных действий, приемов выполнения отдельных операций. Применяется для формирования правильных приемов работы, устранения излишних движений, исправления допущенных ошибок. К упражнениям применяются следующие требования: целесообразность, сознательность и системность упражнений.
Дизайн-анализ - исследование различных объектов с целью изучения их свойств и характеристик. Дизайн-анализ должен дать ответы на вопросы: "Почему данное изделие именно такое, какое оно есть? Какие принципы лежат в основе его работы".
Метод проектов (от греческого "путь исследования") - это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащегося путем развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания под контролем учителя новых товаров и услуг, обладающих субъективной или объективной новизной и имеющих практическую значимость.
Более подробно творческая проектная деятельности как основная единица технологического образования рассматривается в следующем параграфе.
Развитие творческого воображения (РТВ)
Малыш с удовольствием придумывает новые слова, перебирает их, изображает чудовищ из сказок, старается запугать взрослых и изумить сверстников. Став постарше, ребенок фантазирует, шалит и дурачится еще больше, порой ставя взрослых в тупик. Но взрослым хочется жить спокойно, они совсем забыли свое детство и делают все возможное, чтобы «окоротить» подростков, добиться послушания и, естественно, тем самым отбивают охоту к самостоятельности. И получается, что в большинстве случаев,; если человек не начал (или ему не дали возможности) самостоятельно творчески и нестандартно мыслить до 17—18 лет, он перестает это делать вообще, на всю оставшуюся жизнь. - Поэтому главная задача воспитателей и педагогов и состоит в том, чтобы разбудить в человеке Заложенные природой способности и задатки, не подавить в нем стремление к творчеству.
Для тренировки попробуйте выдумать новое окончание понравившегося фильма, спектакля, книги, домыслить, например, как сложится дальнейшая судьба героев мультфильма «Ну, погоди!». Широкое поле для творческого воображения, не правда ли? Или предложите учащимся придумать эмблему для своего профессионального училища (школы, техникума). Такие темы можно задавать на дом или заниматься этим в классе, на время и с оценкой. И это уже недалеко от творчества (пусть и не совсем технического).
Информация по педагогике:
Психоэмоциональное состояние часто болеющих дошкольников
Настоящее исследование было проведено в детской поликлинике г. Волжска. Всего в исследовании приняли участие 12 дошкольников (6 девочек и 6 мальчиков в возрасте 6-7 лет). Пятеро из этих дети наблюдаются у педиатра по поводу хронических заболеваний ЛОР - органов, двое имеют хроническое заболевание м ...
Игра как средство развития коммуникативной культуры у старших дошкольников
В игре осуществляются два вида взаимоотношений - игровые и реальные. Игровые отношения - это отношения по сюжету и роли, реальные взаимоотношения - это отношения детей как партнеров, товарищей, которые выполняют общее дело. В совместной игре дети учатся языку общения, взаимопониманию, взаимопомощи, ...
Методика формирования представлений о форме предметов у дошкольников
Для реализации программных задач в качестве дидактического материала для детей 3-4 лет группе используются модели простейших плоских геометрических фигур (круг, квадрат) разного цвета и размера. Еще до проведения систематических занятий педагог организует игры детей со строительным материалом, набо ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.