Метод мозговой атаки также является одним из эффективных способов решения творческих задач в технологическом образовании. Суть этого метода основывается на психологическом эффекте цепной реакции идей во время сеанса мозговой атаки, которая приводит к интеллектуальному взрыву.
Организация метода мозговой атаки включает в себя следующие действия:
Скомплектовать 2 группы людей: группу "генераторов идей" и группу "экспертов".
Введение правила, запрещающего критиковать любую идею, какой бы "дикой" она не оказалась.
3. Проведение мозгового штурма. За отведенное время "генераторы" должны выдать как можно больше идей, которые фиксируются в протоколе или на магнитной ленте.
4. Проведение "экспертами" экспертизы и отбора идей, в наибольшей степени способствующих решению поставленной проблемы.
Таким образом, осуществляется метод прямого мозгового штурма. Существует также метод обратной мозговой атаки, целью которой является выявление всевозможных недостатков рассматриваемого объекта. На этот объект обрушивается неограниченная критика экспертов, что позволяет выявить и устранить возможные его недостатки.
Метод обратной мозговой атаки может быть использован в технологическом образовании при изучении, например, преимуществ и недостатков той или иной технологии или механизма, при анализе различных способов преобразовательной деятельности, средств защиты окружающей среды и человека от вредного воздействия производства и т.д.
Эффективным методом технологического образования является деловая игра, которая представляет собой "целенаправленную организацию учебно-игровых взаимодействий обучаемых в процессе моделирования ими целостной профессиональной деятельности специалиста".
Деловая игра побуждает познавательную активность обучающихся, содействует становлению самостоятельности в мышлении и деятельности.
Сущность деловой игры заключается в игровом моделировании основных видов деятельности, направленных на восстановление и усвоение социального и профессионального опыта, в результате чего происходит накопление, актуализация и трансформация знаний в умения и навыки, накопление опыта личности и ее развитие.
Деловая игра как метод обучения является нормативной моделью процессов деятельности. В ходе деловой игры ее участники выполняют определенные роли, содержащие в себе набор правил, условий и элементов содержания определенной деятельности. Источником развития деловой игры выступает игровая проблема, которая является ядром игровой роли.
Деловая игра обеспечивает взаимосвязь имитационного моделирования и ролевого поведения участников игры в процессе решения актуальных задач достаточно высокого проблемного уровня. Эта игра способствует раскрытию личностного потенциала каждого ее участника.
Она предоставляет человеку возможность для самоутверждения и саморазвития.
Деловая игра может быть рассмотрена как технология групповой психотерапии, она учит преодолевать психологические барьеры в общении с различными людьми, совершенствовать качества своей личности.
С позиции системного анализа деловая игра может быть рассмотрена как саморегулируемая, открытая система, содержание и условия игры могут совершенствоваться в ходе ее проведения.
В подготовке и проведении деловой игры можно выделить следующие этапы: выбор темы и проблемы, формирование целей и задач; определение структуры игры; подбор и диагностика игровых качеств участников игры; подготовка сценария и проведение игры, подведение ее итогов.
При подготовке и проведении учебной деловой игры следует соблюсти следующие условия:
игра должна быть логическим продолжением или завершением конкретной темы (раздела) учебной дисциплины;
должна быть обеспечена максимальная приближенность игры к реальным производственным условиям;
в ходе игры необходимо создать атмосферу поиска, творчества и непринужденности.
Для успешного проведения деловой игры нужна тщательная подготовка учебно-методической документации и необходимого оборудования.
В технологическом образовании деловые игры могут проводиться, например, по таким актуальным проблемам, как внедрение прогрессивных перспективных технологий, правовые и экономические аспекты технологического развития общества, технология и экология, профессиональное самоопределение в рыночных условиях и др.
Метод компьютерной поддержки в технологическом образовании также может быть широко использован по следующим направлениям:
получение информации о литературе как по технологическим дисциплинам в целом, так и по отдельным темам;
сопровождение занятий компьютерной информацией о новых прогрессивных технологиях, технологических процессах, способах преобразовательной деятельности и т.д.;
Информация по педагогике:
Особенности педагогического контроля обученности
старшеклассников
Прежде чем рассмотреть особенности педагогического контроля обученности старшеклассников, рассмотрим понятия «контроль», «контроль обученности», «педагогический контроль». Контроль - неотъемлемая часть обучения. В зависимости от функций, которые выполняет контроль в учебном процессе, можно выделить ...
Общая характеристика учебника математики Л.Г. Петерсон для класса
Курс математики Л.Г. Петерсон ориентирован на личностное развитие ребенка, поэтому математические знания рассматриваются не как самоцель, а как средство развития мышления детей, их чувств и эмоций, творческих способностей и мотивов деятельности. Реализация этой цели требует выполнения таких задач: ...
Фольклорные занятия в воспитании
Педагогикой издавна осознавалась важность народного творчества для общего развития ребенка и необходимость применения его в воспитании. Но каждый исторический период выдвигает на первый план свои задачи. В наше время наиболее активной является проблема сохранения национальных традиций, установление ...
Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.