Диагностика исходного уровня развития связной речи в ходе устного пересказа

Страница 1

Целью экспериментального исследования являлась разработка и апробация методики обучения пересказу как средства развития устной речи детей младшего школьного возраста.

База исследования: прогимназия № 62 г. Новокузнецка, 2 "А" и "Б" классы. В каждом классе диагностировано по 12 детей.

Целью констатирующего эксперимента было определение степени сформированности каждой из сторон связной речи (понимание информации, программирование пересказа, способность адекватно анализировать имеющейся лексический багаж, речевая активность) у младших школьников.

Задачи исследования состояли в том, чтобы определить степень сформированности каждой из этих сторон речи у младших школьников.

Диагностика проводилась при помощи методики А.А. Павловой и Л.А. Шустовой. Методика основана на устном предъявлении текста с последующим пересказом его ребенком. Для исследования была выбрана такая форма текстового высказывания, как пересказ сюжетного рассказа. Анализировалась содержательная сторона процесса восприятия задаваемого текста и порождаемого текста-пересказа.

Предъявлялся сюжетный рассказ из монографии Г.В. Королевой "Технология эффективного чтения". Текст разделялся на ряд тем, последовательность которых составляла развитие сюжетной линии рассказа, и без которых текст как целое терял смысл. Приведем пример рассказа и способ составления его схемы.

Будущие первоклассницы

Три девочки поспорили, кто из них станет лучшей первоклассницей.

Лида сказала, что станет лучшей, потому что ей школьную сумку купили.

Даша себя назвала. Ей мама сшила красивое школьное платье с белым фартуком.

А Ира не соглашалась с подругами. Она лучшей станет. У нее уже есть и платье, и сумка, и пенал. И даже большой розовый бант.

Девочки никак не могли к согласию прийти. И тогда они к подружке Лизе побежали. А та сидит за букварем и учит буквы. Девочки спросили, зачем она это делает. И Лиза им ответила:

Чтобы не быть самой плохой первоклассницей.

Тут три подружки притихли. Им стало ясно, кто станет лучшей первоклассницей.

(106 слов) По Е. Пермяку

Текст разделялся на темы следующим образом: спор девочек, сумка Лиды, платье Даши, все это и бант Иры, действия Лизы, объяснение Лизы своего поведения, реакция девочек на слова Лизы.

Ребенку зачитывался текст с инструкцией, что он должен будет его пересказать как можно подробнее. Если ребенок испытывал затруднения в пересказе, ему зачитывались первая фраза или при необходимости - повторно весь текст. Кроме того, ему давались подсказки по ходу пересказа, если это требовалось, или задавались вопросы, помогающие продолжить развитие сюжета рассказа. Для полученных текстов-пересказов были составлены схемы, аналогичные тем, которые получились в результате анализа исходного текста.

Понимание рассматривалось в исследовании на разных уровнях: на уровне целого текста, на уровне отдельных тем, предложений и слов, так как понимание текста в целом связано с пониманием каждого из его элементов.

Пересказ оценивался в баллах и предполагал учет ряда параметров (понимание, программирование, лексика, речевая активность).

Этот параметр оценивался максимальным количеством баллов, поскольку понимание является основой коммуникативного взаимодействия учителя и ученика. Адекватные ответы на вопросы по смыслу текста - первый показатель, по которому оценивалось понимание, - оценивались 10 баллами. При наличии в пересказе специальных высказываний, указывающих на то, что основная мысль текста понята правильно, дополнительно к 10 баллам за понимание ставился 1 балл за проявление речевой активности ребенка.

Программирование - способность ребенка к построению программы высказывания и ее вербальной реализации - оценивалось по умению воспроизвести все темы текста в соответствии с основным смыслом. Если пересказ содержит все темы - 5 баллов, если дается краткий пересказ с наличием основных тем, необходимых для передачи смысла, ставится 3 балла. Наличие элементов для связывания тем оценивается в 1 балл.

Лексика составляет те средства, с помощью которых осуществляется программа пересказа. Использование собственной лексики, правильность употребления слов, правильность образования формы слов оцениваются в 1 балл. Введение ребенком в пересказ собственной лексики является проявлением речевой активности, за что ставится дополнительно 1 балл.

Речевая активность. О речевой активности свидетельствуют некоторые показатели оценки понимания и лексики - это специальные высказывания, указывающие на понимание смысла текста, и введение ребенком в пересказ собственной лексики. Кроме того, речевая активность оценивается в 1 балл по показателям отсутствия пауз в пересказе и способности ребенка самостоятельно, без подсказок и наводящих вопросов пересказать текст.

Диагностика проводилась с каждым ребенком отдельно. Результаты диагностики представлены в Приложении 1 таблицах 1-2.

Страницы: 1 2 3

Информация по педагогике:

Виды обучения
В мировой практике сложились разнообразные стили обучения и появляются разноплановые образовательные технологии. Их специфика зависит от ориентации на определённую образовательную парадигму или дидактическую концепцию, от профессионально-личностных особенностей педагога, культурно-образовательных т ...

Опытно-экспериментальная работа по формированию у младших школьников ценностного отношения к здоровому образу жизни в процессе обучения
На констатирующем этапе экспериментальной работы осуществлялась диагностика степени сформированности валеологических ценностей у детей экспериментальной группы. Для этого использовались следующие методики: · Анкета по оценке сформированности программы здорового образа жизни. · Тестирование, позволя ...

Общение как основа социального взаимодействия между людьми
Существует несколько определений понятию общение. В.Г. Крысько дает следующее определение: Общение - процесс взаимодействия человека с человеком, осуществляемый с помощью средств речевого и неречевого воздействия и преследующий цель достижения изменений в познавательной, мотивационной, эмоционально ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru