Существует множество традиционных и нетрадиционных приемов обучения пересказу, позволяющих в процессе обучения формировать связную речь учащихся младших классов.
Во второй главе исследования описано исследование, в ходе которого мы пытались доказать, что связная речь младших школьников, будет развиваться эффективнее, если на уроках русского языка и литературы использовать продуктивные (творческие) пересказы.
В ходе констатирующего эксперимента была проведена диагностика сформированности связной речи у учащихся двух вторых классов. Результаты констатирующего эксперимента выявили средний уровень сформированности коммуникативно-речевых умений, что еще раз подтвердило актуальность систематической работы над устным пересказом и необходимость работы по обучению школьников приемам пересказа.
На этапе формирующего эксперимента в обоих классах была проведена работа по обучению устному пересказу: во 2 "а" традиционными приемами, во 2 "б" с использованием ассоциативно-логического подхода и приемов работы с деформированным текстом с применением компьютерных технологий.
Основной целью экспериментального обучения устному пересказу учащихся 2 класса "б" было научить каждого ребенка правильно, точно и лексически грамотно создавать продуктивные пересказы и на основе этого повысить уровень сформированности связной речи.
Исследование обнаружило, что полученные результаты экспериментального класса значительно опережают показатели контрольного класса, где обучение пересказу строилось по традиционной методике.
Таким образом, результаты экспериментального обучения доказали эффективность предложенных методических приемов и подтвердили сформулированную гипотезу об эффективности формирования связной речи с помощью продуктивного пересказа.
В перспективе возможно более глубокое исследование других жанровых форм пересказа (научного доклада, экскурсионной речи и пр.); рассмотрение речевых механизмов, задействованных в процессе пересказывания; изучение эффективных методических систем, позволяющих научить школьников созданию жанровых разновидностей устных и письменных пересказов.
Информация по педагогике:
Игра как средство воспитания дошкольников
Будучи увлекательным занятием для дошкольников, игра вместе с тем является важнейшим средством их воспитания и развития. Но это происходит тогда, когда она включается в организуемый и управляемый педагогический процесс. Развитие и становление игры в значительной степени происходит именно при ис ...
Основные приемы коррекции представлений умственно отсталых детей об
окружающем мире
Одним из важнейших направлений коррекционно-развивающей работы психолога является формирование представлений об окружающем мире. Их недостатки у детей с нарушениями интеллектуального развития общеизвестны. Улучшение качества таких представлений — одна из предпосылок успешной социализации. Пр ...
Основные тенденции развития
методических подходов к совершенствованию физического воспитания школьников
Физическая культура в жизни общества выполняет ряд важнейших функций. Развивающая функция состоит в совершенствовании всех физических сущностных сил людей, включая мышечную и нервную системы, психические процессы; руки и ноги; гибкость и стройность тела, глаз и ухо, способность ориентироваться в пр ...
Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.