По Федеральному государственному образовательному стандарту программа формирования универсальных учебных действий у учащихся на ступени начального общего образования должна содержать: описание ценностных ориентиров содержания образования на ступени начального общего образования; связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов; характеристики УУД обучающихся; типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий; описание преемственности программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному общему образованию. Процесс обучения задаёт содержание и характеристики учебной деятельности ребёнка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных универсальных учебных действий и их свойства.
Сформированность УУД у школьников на ступени начального общего образования должна быть определена на этапе завершения обучения в начальной школе.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно поэтому «Планируемые результаты» ФГОС второго поколения определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты. Основные результаты обучения детей в начальной школе – это формирование универсальных способов действий, воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач, индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной. В результате обучения у ребёнка должны формироваться: желание и умение учиться, инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности.
Поэтому сегодня учителя начальных классов должны переосмыслить свой педагогический опыт и найти ответы на вопросы: Как обучать детей? Как формировать умение учиться? Что значит уметь учиться? Как формировать и развивать универсальные учебные действия у учащихся?
Ответы на эти вопросы содержатся в программе надпредметного курса «Мир деятельности» для учащихся 1-4 классов общеобразовательных школ, автором которой является Л. Г. Петерсон. Основной целью курса «Мир деятельности» для 1-4 классов общеобразовательной школы является создание теоретического фундамента для формирования у учащихся общеучебных и деятельностных умений и связанных с ними способностей и личностных качеств как необходимого условия построения современной модели образования. Состоит он из четырёх содержательно-методических линий: организационно-рефлексивной, коммуникативной, познавательной и ценностной.
Основной линией данного курса является организационно-рефлексивная линия: именно здесь закладываются и формируются те знания и умения детей, которые определяют их умение учиться, готовность и способность к саморазвитию, то есть универсальные учебные действия. Остальные три линии являются поддерживающими, сопровождающими основную линию, но без них деятельностные умения, освоенные ребёнком, не принесут ожидаемого эффекта.
В первом классе у детей складывается представление об учебной деятельности. Дети находят ответ на вопрос: Что значит уметь учиться? Они знакомятся с двумя основными шагами учебной деятельности – «Что я не знаю?» и «Сам найду способ!». Младшие школьники учатся фиксировать затруднение в учебной деятельности, ставить цель, строить способ достижения цели. Формируется и развивается у учащихся умение проверять свою работу по образцу с опорой на алгоритм, например, также курс предполагает знакомство с алгоритмом исправления ошибок. Ученики учатся выполнять инструкции, чётко следовать образцу. Таким образом, у первоклассников формируются регулятивные универсальные учебные действия. А. Г. Асмолов в пособии «Как проектировать универсальные учебные действия. От действия к мысли» пишет, что «в начальной школе можно выделить следующие регулятивные учебные действия, которые отражают содержание ведущей деятельности детей младшего школьного возраста: умение учиться и способность к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка); формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, жизненного оптимизма, готовности к преодолению трудностей. Так целеполагание, планирование, освоение способов действия, освоение алгоритмов, оценивание собственной деятельности являются основными составляющими регулятивных универсальных учебных действий, которые становятся базой для учебной деятельности.
Информация по педагогике:
Технология реализации метода проектов в 7-х классах
Концептуальное пространство проектного образования есть целостный конструкт, представляющий собой совокупность значимых идей и парадигм, создающих художественно-теоретическую среду для решения задачи формирования проектной культуры. Составляющими проектного образования выступают: художественные иде ...
Методы воспитания физических качеств
Под методами физического воспитания понимаются способы применения физических упражнений. В физическом воспитании используются две группы методов: специфические (применяемые только для процесса физического воспитания) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания). К специф ...
Развитие образного мышления дошкольника
Образное мышление – основной вид мышления дошкольника. В простейших формах оно проявляется уже в раннем детстве, обнаруживаясь в решении узкого круга задач, связанных с предметной деятельностью ребенка, с применением простейших орудий. К началу дошкольного возраста дети решают в уме только такие за ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.