Обращаясь к понятию интеграции, необходимо отметить, что одним из первых учёных, заложивших экспериментально обоснованные теоретические принципы интегрированного подхода в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями развития, заложил Л. С. Выготский. Учёный указывал, что при всех достоинствах коррекционная школа отличается тем основным недостатком, что замыкает ребёнка с ограниченными возможностями развития в узкий круг, создаёт замкнутый мир, где всё приспособлено к дефекту, всё фиксирует внимание на этом недостатке, и не вводит в настоящую жизнь. Исходя из этого, учёный считал, что задачей воспитания ребёнка с нарушениями развития являются его интеграция в жизнь и компенсация недостатков путём активизации деятельности его сохраненных анализаторов. Причём компенсацию Л. С. Выготский понимал не в биологическом, а в социальном аспекте.
Современный словарь иностранных слов понятие «интеграция» объясняет как «восстановление, восполнение, объединение в целое каких-либо частей, элементов. Процесс взаимного приспособления, расширения экономического и производственного сотрудничества».
Порой термин «интегрирование» относят к любым попыткам уйти от системы отдельного и изолированного обучения детей с нарушениями развития. Так что это понятие охватывает широкий диапазон подходов и вариантов - от реального интегрирования обычных и специальных образовательных учреждений до мер по сокращению перехода. Особенно если учесть немаловажное разграничение между такими понятиями, как интегрирование по местонахождению (пребывание детей с особенностями развития в одних школах с типично развивающимися детьми), интегрирование в общении (общение детей с особенностями развития с другими учащимися учреждения) и интегрирование в обучении (обучение совместно с другими учащимися образовательного учреждения). Это проблема несформированности критериев понятия «интеграции» стоит достаточно остро, и становится очевидным, что пока не будут разработаны данные критерии, говорить о качестве процесса интеграции довольно сложно.
Под термином «интеграция» специалисты подразумевают мероприятия, почти прямо противоположные по направленности.
В рамках дифференцированного образования интеграция (интернальная интеграция) предполагает построение образовательного процесса таким образом, чтобы выпускник коррекционной школы был максимально подготовлен к вхождению в общество. Традиционно это предполагает формирование общеинтеллектуальных умений, трудовых и профессиональных навыков, навыков межличностного взаимодействия и ориентировки в пространстве. В данном случае интегративное направление предполагает совершенствование методов дифференциальной диагностики (особенно ранней и промежуточной), методов коррекции и компенсации. Поэтому работа в этом русле предусматривает расширение сети дифференцированных учреждений для детей каждой категории.
В рамках общего образования интеграция (экстернальная интеграция) предполагает построение образовательного процесса таким образом, чтобы он учитывал образовательные потребности детей всех категорий. Это требует активной работы с микросоциумом, в который войдет особенный ребенок, а главное – приспособления традиционных технологий обучения и воспитания к имеющимся у ребенка возможностям.
Интеграцию можно рассматривать, как общемировой процесс, как центральное понятие нового подхода к общественному устройству. Интеграция является одновременно не только целью, но и средством социального развития общества. В качестве средства она отражает способность общества развиваться «на принципах недискриминации, терпимости, уважения многообразия, равенства возможностей, солидарности, безопасности и участия всего населения, в том числе групп и лиц, находящихся в неблагоприятном положении, уязвимых групп и лиц». Одной из важнейших задач интеграции является обеспечение защиты и
Информация по педагогике:
Особенности инновационного развития высшего образования в зарубежных странах
В XXI в. одним из наиболее значимых факторов стратегического развития мировой цивилизации станет образование, в связи с тем, что новейшие информационные технологии, телекоммуникации определяют эффективность общественных систем и выживаемость всего общества. Само по себе постиндустриальное общество ...
Биотехнологические процессы в пищевой промышленности
Молочные продукты В пищевой промышленности для получения молочных продуктов применяют, главным образом, ферментацию. В сквашивании молока обычно принимают участие стрептококки и молочнокислые бактерии; лактоза при этом превращается в молочную кислоту. Путем использования иных реакций, которые сопут ...
Технология выполнения ручных и машинных швов, деталей и швейных узлов изделий
Меняется мода, создаются новые ткани, швейное оборудование, и поэтому технология изготовления одежды также претерпевает изменения, становится более современной. За основу берутся приемы быстрого шитья, в которых исключаются некоторые подготовительные операции, как, например, проложение «силков», см ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.