Понятие части речи в лингвистике

Страница 3

Если свести все возможные синтаксические роли слов к максимально общим классам, таким, как релятивность (служебность), номинативность (предметность), атрибутивность, обстоятельственность, сказуемость и модальность, то каждая часть речи будет характеризоваться определенным набором функциональных признаков. Местоимения содержат значения релятивности, номинативности и атрибутивности; существительные — номинативности, атрибутивности и обстоятельственности; прилагательные — атрибутивности, обстоятельственности и сказуемости; наречия — обстоятельственности, сказуемости и модальности; глаголы — сказуемости, модальности и релятивности; частицы речи — модальности, релятивности и номинативности. Такая классификация, при некоторой ее условности, хорошо обобщает развитие вторичных синтаксических функций у слова, ср. русские примеры типа берегите здоровье, служба здоровья, читай на здоровье и т.д. Известно, что внутренняя разнородность грамматической характеристики слова может привести к его расщеплению, дивергенции; в подобных случаях говорят о субстантивации, адъективации и других языковых процессах. Но в принципе, подытожим, парадигматическая цельность части речи не отрицает некоторой ее множественности, дисперсности в синтагматическом плане.

Несмотря на кажущуюся ясность, дискуссии о морфологическом (частеречном) статусе тех или иных классов слов не затухают и в настоящее время. Так, например, одни языковеды выделяют местоимение и числительное как самостоятельные части речи, но есть и такие, которые разносят их по другим классам слов, включая их в системы имен существительных и имен числительных.

Несомненно, что отмеченные колебания в установлении частеречного статуса тех или иных классов слов, а также их количества и названий, порождаются разными подходами к определению понятия «часть речи».

Очевидно, что основной причиной является выдвижение на первый план разных критериев, а при наличии нескольких принципов классификации – учет их в разной степени и своеобразное к ним отношение самих авторов.

Такова вполне классическая ситуация с причастиями и деепричастиями в русском (и не только русском) языке: если выдвигать в качестве главного критерия синтаксический, то логичнее будет отнести причастия к прилагательным, а деепричастия – к наречиям, поскольку их синтаксические функции и роли в предложении будут одинаковыми.

Если в качестве решающего признака выдвигать словоизменительный, то причастия окажутся вместе с прилагательными (общий набор флексий, одинаковый тип словоизменения), а деепричастия – с наречиями (как слова, у которых вообще отсутствует словоизменение).

Подводя итоги вышесказанному, отметим, что вопрос о частях речи в лингвистике до сих пор является дискуссионным. Части речи - это результат определенной классификации, зависящей от того, что принять за основание для классификации. Количество частей речи в разных лингвистических работах различно и составляет от 4 до 15 частей речи. В лингвистике существуют классификации частей речи, в основании которых лежит только один признак (обобщенное значение, морфологические признаки или синтаксическая роль). Есть классификации, использующие несколько оснований. Школьная классификация именно такого рода.

Страницы: 1 2 3 

Информация по педагогике:

История интеграции
Интегрирование детей с особенностями развития в общество как социальное явление насчитывает несколько столетий. История специального образования показывает, что идея совместного обучения детей с проблемами в учебе и детей с нормой развития существует с 70-х годов, когда европейскому обществу удалос ...

Характеристика подвижной игры как средства физического воспитания детей дошкольного возраста
Подвижные игры различной направленности являются очень эффективным средством комплексного совершенствования двигательных качеств. Они в наибольшей степени позволяют совершенствовать такие качества как ловкость, быстрота, сила, координация и др. При рациональном использовании игра становится эффекти ...

Цикличность процесса обучения
Второй общий момент для любого вида обучения – это цикличность вышеозначенного процесса, т.е. повторяемость действий педагога и обучающегося от постановки цели к поиску средств и оценке результата. С одной стороны, цикличность предполагает постановку учителем задач и целей, а также оценку усвоенных ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru