Понятие части речи в лингвистике

Страница 2

синтаксический — это его обычная, первичная синтаксическая функция (сущ. в роли подлежащего и дополнения, это его первичная функция);

словообразовательный признак — это набор его словообразовательных моделей и инвентарь словообразовательных средств для пополнения лексики данной части речи, а также способность выделять основы для пополнения лексики других частей речи (для сущ. характерно внутрисубстантивное суф. словообразование);

морфологический — инвентарь его словоформ и парадигм, система морфологических категорий и разрядов. По этому признаку часть речи может охватывать слова изменяемые и неизменяемые.

Интересно, что А.Х. Востоков выделил как самостоятельную часть речи прилагательное, включив в него и причастие, а Г.П. Павский определил как самостоятельную часть речи числительное, Л.В. Щерба и В.В. Виноградов также открыли новую часть речи – категорию состояния, выделив ее из наречия.

Единство части речи как лексико-грамматического класса проявляется в двух планах: парадигматическом и синтагматическом. Первое означает, что в составе высказывания слова одной части речи способны замещать друг друга (т. е. выступать в одной и той же синтаксической позиции).

Синтагматическое и парадигматическое единство части речи обеспечивается сочетанием нескольких взаимообусловленных признаков. Эти признаки и служат основанием для распределения слов по частям речи. Назовем их условно так: а) понятийный; б) синтаксический; в) морфологический. В соответствии с этим подразделением содержание, допустим, части речи «имя существительное» в современном русском языке должно быть определено следующим образом:

а) это слова, общее значение которых сводится к понятию предметности («субстанциональности»); такому определению не противоречит в общем и семантика слов типа бег или красота;

б) это слова, для которых в предложении наиболее типична роль подлежащего или дополнения;

в) это слова, которые обладают формами и значениями грамматических категорий рода, числа, падежа, одушевленности и при этом образуются по определенным, специфическим словообразовательным моделям.

Научная классификация частей речи производится по совокупности всех этих трех признаков, но в зависимости от того, какой из них принимается за исходный, основополагающий, классификация получает ту или иную «окраску». Так, в истории русского языкознания концепция частей речи, которую разделяли Ф.Ф. Фортунатов и его ученики, может быть охарактеризована как преимущественно морфологическая, а для А.А. Шахматова важнейшими критериями в классификации частей речи были представления о субстанциях, качествах-свойствах, действиях-состояниях и отношениях. В трудах А.А. Потебни, И.И. Мещанинова и других языковедов разрабатывалась синтаксическая концепция. Например, по определению И.И. Мещанинова, части речи «представляют собою лексическую группировку, характеризуемую соответствующими синтаксическими свойствами», хотя ученый признавал, что «требуется также и наличие определенных формальных признаков, по которым можно было бы судить о той основной синтаксической функции, которую данная группировка слов выполняет в строе предложения».

Действительно, с точки зрения происхождения и развития языка важнейшим основанием для классификации частей речи следует признать их синтаксическую роль. Части речи отражают и закрепляют основную, типичную синтаксическую функцию слова (т.е. его синтагматическую характеристику); они и сложились в результате постоянного выступления какой-то группы слов в роли одного и того же члена предложения. Однако затем части речи перерастают свою синтаксическую основу: представители одного лексико-грамматического класса могут выполнять, наряду с типовой, и иные синтаксические функции. Это говорит о том, что части речи формируются как преимущественно парадигматические классы, оставляя за членами предложения преимущественно синтагматическое основание.

Страницы: 1 2 3

Информация по педагогике:

Классификация дисграфий
Многообразие патогенетических факторов и разных механизмов нарушения письменной речи говорит о сложности рассматриваемой проблемы, этим объясняется создание исследователями множества классификаций дисграфий. Терминология, используемая авторами, весьма разнообразна, но содержание понятий во многом с ...

Разработка критериев, показателей и уровней внимания младших школьников
Таблица 2 Критерии, показатели и уровни развития внимания младших школьников Критерии Показатели Уровни Высокий Средний Низкий Свойства внимания Направленность внимания Объем внимания Распределенность внимания Сосредоточенность внимания Интенсивность внимания Устойчивость внимания Переключаемость в ...

Участники ЕНТ
К сдачи ЕНТ допускаются на добровольной основе все выпускники организации образования текущего года, обучающиеся на казахском или русском языках, освоившие образовательную программу среднего общего образования. Для выпускников, желающих в текущем году поступать в вузы, колледжи Республики Казахстан ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru