Понятие части речи в лингвистике

Страница 2

синтаксический — это его обычная, первичная синтаксическая функция (сущ. в роли подлежащего и дополнения, это его первичная функция);

словообразовательный признак — это набор его словообразовательных моделей и инвентарь словообразовательных средств для пополнения лексики данной части речи, а также способность выделять основы для пополнения лексики других частей речи (для сущ. характерно внутрисубстантивное суф. словообразование);

морфологический — инвентарь его словоформ и парадигм, система морфологических категорий и разрядов. По этому признаку часть речи может охватывать слова изменяемые и неизменяемые.

Интересно, что А.Х. Востоков выделил как самостоятельную часть речи прилагательное, включив в него и причастие, а Г.П. Павский определил как самостоятельную часть речи числительное, Л.В. Щерба и В.В. Виноградов также открыли новую часть речи – категорию состояния, выделив ее из наречия.

Единство части речи как лексико-грамматического класса проявляется в двух планах: парадигматическом и синтагматическом. Первое означает, что в составе высказывания слова одной части речи способны замещать друг друга (т. е. выступать в одной и той же синтаксической позиции).

Синтагматическое и парадигматическое единство части речи обеспечивается сочетанием нескольких взаимообусловленных признаков. Эти признаки и служат основанием для распределения слов по частям речи. Назовем их условно так: а) понятийный; б) синтаксический; в) морфологический. В соответствии с этим подразделением содержание, допустим, части речи «имя существительное» в современном русском языке должно быть определено следующим образом:

а) это слова, общее значение которых сводится к понятию предметности («субстанциональности»); такому определению не противоречит в общем и семантика слов типа бег или красота;

б) это слова, для которых в предложении наиболее типична роль подлежащего или дополнения;

в) это слова, которые обладают формами и значениями грамматических категорий рода, числа, падежа, одушевленности и при этом образуются по определенным, специфическим словообразовательным моделям.

Научная классификация частей речи производится по совокупности всех этих трех признаков, но в зависимости от того, какой из них принимается за исходный, основополагающий, классификация получает ту или иную «окраску». Так, в истории русского языкознания концепция частей речи, которую разделяли Ф.Ф. Фортунатов и его ученики, может быть охарактеризована как преимущественно морфологическая, а для А.А. Шахматова важнейшими критериями в классификации частей речи были представления о субстанциях, качествах-свойствах, действиях-состояниях и отношениях. В трудах А.А. Потебни, И.И. Мещанинова и других языковедов разрабатывалась синтаксическая концепция. Например, по определению И.И. Мещанинова, части речи «представляют собою лексическую группировку, характеризуемую соответствующими синтаксическими свойствами», хотя ученый признавал, что «требуется также и наличие определенных формальных признаков, по которым можно было бы судить о той основной синтаксической функции, которую данная группировка слов выполняет в строе предложения».

Действительно, с точки зрения происхождения и развития языка важнейшим основанием для классификации частей речи следует признать их синтаксическую роль. Части речи отражают и закрепляют основную, типичную синтаксическую функцию слова (т.е. его синтагматическую характеристику); они и сложились в результате постоянного выступления какой-то группы слов в роли одного и того же члена предложения. Однако затем части речи перерастают свою синтаксическую основу: представители одного лексико-грамматического класса могут выполнять, наряду с типовой, и иные синтаксические функции. Это говорит о том, что части речи формируются как преимущественно парадигматические классы, оставляя за членами предложения преимущественно синтагматическое основание.

Страницы: 1 2 3

Информация по педагогике:

Преимущества дистанционного обучения
Как отмечают авторы статей, бесспорными преимуществами дистанцион­ного обучения являются: 1. более высокая эффективность профессиональной подготовки по сравне­нию с вечерней и заочными формами об­учения при более низкой стоимости образователь­ных услуг; 2. сокращение сроков об­учения; 3. возможност ...

Школа и общество
Творчество Дьюи пронизано идеей развития и укрепления демократии в обществе. По его определению, подлинно демократическое, уравновешенное, счастливое и процветающее общество возникает там, где люди способны работать совместно. Первая задача школы в связи с этим — «научить ребенка жить в общежитии, ...

Принципы цели и задачи экологического воспитания
Задача и формирование экологической грамотности у старших школьников является одной из сложных и в то же время актуальных в современных условиях реформирования образования. Экологическое воспитание представляет собой целенаправленное воздействие на духовное развитие человека, формирование ценностны ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru