Особенности формирования трудовых навыков у дошкольников с нарушением интеллекта

Образование и педагогика » Проблема формирования трудовых навыков дошкольников с нарушением интеллекта » Особенности формирования трудовых навыков у дошкольников с нарушением интеллекта

Страница 2

Видный русский дефектолог В.П. Кащенко (1870-1943) считал труд дефективных детей в первую очередь средством удовлетворения потребности растущего организма в мышечной деятельности.

В своей книге «Педагогическая коррекция» в 30-40-е годы В.П. Кащенко обосновал роль труда в коррекции аномального ребенка: «Трудовая деятельность ребенка является источником не только его профессионального образования, но и социального воспитания». Благодаря трудовой деятельности происходят следующие положительные сдвиги в воспитании отсталых детей:

- вызывание и развитие общей работоспособности. Кащенко В.П. писал, что ребенку необходимо давать интересную и «связанную с необходимостью проявить личную инициативу»;

- выработка систематичности и выдержки в работе, сосредоточения внимания. Ученый предлагал прием длительных заданий от получаса до нескольких дней и недель;

- выработка культуры интереса. Через трудовое воспитание ребенок отвлекается от нежелательных, отрицательных интересов, развиваются новые интересы;

- развитие общей активности, особенно у пассивных детей.

Труд помогает конкретизировать и исправить нечеткие представления и понятия детей об окружающем мире. В процессе труда ребенок знакомится со свойствами материалов, инструментов, сравнивает их и устанавливает отношения между ними; планируя работу, он создает в воображении будущий объект, а это способствует развитию его мышления.

Среди дошкольников с нарушением интеллекта есть дети, имеющие недостатки моторики, недоразвитие двигательной сферы. Вопилова И.В. считает, что ритмичность трудовой деятельности, соблюдение определенной рабочей позы ведут к исправлениям этих дефектов.

Труд оказывает влияние на формирование волевой и эмоциональной сферы умственно отсталого ребенка. Аномальные дети требуют очень большого индивидуального подхода в целях коррекции недостатков их волевой сферы.

Индивидуальный подход при распределении трудовых заданий способствует исправлению не только основных дефектов, но и вызванных ими последствий.

Гнатюк А.А. считает, что в процессе психологической подготовки к труду следует обращать особое внимание на развитие органов чувств и мышечно-двигательного аппарата, воспитание умения слышать, наблюдать, анализировать, на развитие пространственных и количественных представлений. Это обеспечит высокую чувствительность к раздражениям – сигналам, правильность и координацию движений, взаимодействие анализаторов, саморегуляцию и контроль. В условиях специального учреждения эта задача особенно актуальна, так как сенсомоторная культура аномального ребенка очень не высока. Устранение сенсомоторных дефектов осуществляется в процессе практической подготовки на уроках ручного труда, на приусадебном участке или в ходе любой другой практической трудовой деятельности, которая предполагает овладение детьми целым комплексом необходимых трудовых умений и навыков.

На занятиях ручным трудом и в процессе хозяйственно бытового труда дети приобретают первый опыт коллективного труда. В процессе ручного труда развиваются познавательные интересы, закрепляются знания, полученные на занятиях в группе.

На предметных уроках предусматривается ознакомление ребят с окружающей действительностью и трудом людей в городе и сельской местности. На уроках ручного труда используются знания и навыки, полученные в группе: умение отмерить, измерить. Эта взаимосвязь труда и обучения приводит к более сознательному усвоению учебного материала, обогащению речи детей и развитию их мышления.

Все виды трудовой деятельности дошкольника требуют учета их возрастных и индивидуальных особенностей. При выборе объектов труда и распределении между детьми трудовых заданий необходимо учитывать их трудовую подготовку, состояние здоровья, интересы.

Часто у ребят сравнительно легко удается вызвать желание трудиться. Но это желание не всегда бывает устойчивым. Это объясняется тем, что желание трудиться у многих детей развивается быстрее, чем способность к трудовым усилиям. Слабость мускулатуры, недостаточное развитие мелких мышц, несовершенство координации движений, неустойчивость интересов и внимания, а также недостаточное владение трудовыми навыками приводит к тому, что дети быстро утомляются и в результате начинают неохотно работать, поэтому особое значение приобретают правильная дозировка и посильность трудовых заданий. Б.С. Братусь предупреждал об опасности «срыва» нервной системы аномального ребенка. Такой срыв может наступить при перегрузке и переутомлении не только умственном, но и физическом, что может вызвать отрицательное отношение к труду вообще.

Физически ослабленных ребят целесообразно освобождать от участия в труде, но следует совместно с врачом подбирать посильные для них задания. Правильно подобранный труд способствует укреплению здоровья и физическому развитию.

Страницы: 1 2 3

Информация по педагогике:

Цели, задачи, функции, требования математической игры
Как уже говорилось выше основная цель применения математической игры на внеклассных занятиях о математике – это развитие устойчивого познавательного интереса у учащихся к предмету через разнообразие используемых математических игр. Так же можно выделить и следующие цели применения математических иг ...

Комплексный подход к экологическому образованию в школе. Формы и методы экологического воспитания
Очень долгое время экологическому воспитанию школьников не уделялось должное внимание. В последние годы школа сделала решительный поворот к изменению создавшегося положения. Однако для коренного изменения экологического воспитания школьников ещё не хватает системности, необходимой, логичной и после ...

О понятии интеграции
Обращаясь к понятию интеграции, необходимо отметить, что одним из первых учёных, заложивших экспериментально обоснованные теоретические принципы интегрированного подхода в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями развития, заложил Л. С. Выготский. Учёный указывал, что при всех дост ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru