Особенности формирования трудовых навыков у дошкольников с нарушением интеллекта

Образование и педагогика » Проблема формирования трудовых навыков дошкольников с нарушением интеллекта » Особенности формирования трудовых навыков у дошкольников с нарушением интеллекта

Страница 3

Правильно организованный труд часто помогает преодолеть отрицательные стороны в психической деятельности умственно отсталого дошкольника. С этой целью подвижным, легко возбуждающимся детям целесообразно давать такую работу, которая воспитывала бы у них сдержанность, помогала вырабатывать торможение. Малоподвижным детям нужна работа, требующая активности, инициативы. Рассеянных детей хорошо включать в работы, требующие сосредоточенности и внимания: шитье, вышивка, обрезка сухих веток и т.д.

В.М. Мозговой пишет: «Трудовое воспитание содержит богатые коррекционные возможности, так как в процессе любой трудовой деятельности у умственно отсталых детей формируются такие качества, как готовность к труду, добросовестное отношение к нему, развивается интерес к профессии, настойчивость, трудолюбие».

Чуркина А.И. указала на решающее значение для реализации принципа коррекционной направленности в трудовом обучении выполнения следующих условий:

- комплексного планирования образовательных коррекционно-развивающих и воспитательных задач для каждого занятия;

- подчинения содержания занятия поставленным задачам;

- выбора оптимальной структуры занятия, которая включала бы микроэтапы, педагогические ситуации для решения коррекционных задач;

- применения контроля рациональных методов и приемов обучения;

- осуществления дифференцированного подхода к ребенку;

- создания наиболее благоприятных гигиенических, учебно-материальных, эстетических и морально-психологических условий для обучения и воспитания;

- постоянства и длительности коррекционного воздействия на детей;

- систематический анализ эффективности коррекционно-воспитательной работы на трудовых занятиях.

Таким образом, в результате изучения вопроса о становлении положительных личностных качеств в процессе трудового воспитания мы пришли к следующим выводам: в ходе трудовой подготовки у детей формируются такие личностные качества, как трудолюбие, ответственность, чувство коллективизма, взаимопомощи и другие; в труде формируется целенаправленность и самостоятельность; труд оказывает влияние на формирование волевой и эмоциональной сферы умственно отсталого ребенка, что способствует дальнейшему воспитанию положительных личностных качеств.

Таким образом, трудовая деятельность является одним из важных коррекционных факторов воспитания личности умственно отсталого дошкольника.

Проведя теоретическое исследование влияния трудового воспитания на формирование личности дошкольников с нарушением интеллекта, мы пришли к следующим выводам:

- Трудовое воспитание в условиях специализированного дошкольного учреждения носит не только обучающий и воспитывающий характер, но оно имеет коррекционную направленность.

- Трудовая деятельность способствует: коррекции дефектов в личностном развитии умственно отсталого ребенка, формирует волевую и эмоциональную сферы, вырабатывает социально значимую мотивацию, осуществляет его социальную адаптацию.

- Организация трудового воспитания умственно отсталого ребенка сложна в силу его психофизиологических дефектов и должна строиться на основе индивидуального подхода к каждому ребенку.

Мы выяснили, что у детей в процессе трудового воспитания формируются и развиваются такие социально значимые личностные качества, как коллективизм, ответственность за результаты труда коллектива, практичность, самостоятельность, организованность, сопереживание окружающим.

Трудовое воспитание является одним из важных коррекционных факторов воспитания личности умственно отсталого дошкольника. Включаясь в трудовой процесс, ребенок с нарушениями умственного развития коренным образом меняет свое представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом изменяется его самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности. Кроме этого в процессе труда развиваются способности, умения и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. Вследствие коллективности труда дошкольник получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе.

Таким образом, можно сделать вывод, что коррекционная направленность трудового воспитания позволяет не только выполнять свои специфические задачи, но и корректировать личностное развитие детей с нарушениями интеллекта, формировать и развивать у них положительные, социально значимые личностные качества. Этому способствует вся организация трудового воспитания в специализированном дошкольном учреждении.

Страницы: 1 2 3 

Информация по педагогике:

Структура игры. Игра как формирующий эксперимент
Цели исследования: Внедрение в традиционный учебный процесс активных методов формирования и развития социальных, образовательных и ключевых компетентностей. Выстроить образовательную траекторию школьников с учетом их вне учебного интереса. Задачи исследования: 1. Апробирование новых обучающих техно ...

Чрезмерная активность школьников
Чрезмерная активность-это еще не психическое расстройство. Однако иногда она сопровождается серьезными задержками эмоционального, умственного интеллектуального развития. Нередко такое поведение чревато стрессами и может привести к перевозбуждению. Чрезмерная активность наблюдается у 5-8% мальчиков ...

Задачи и содержание умственного развития
В процессе воспитания и обучения дошкольников с нарушениями слуха осуществляется их разностороннее развитие. Важность правильно организованного обучения для развития ребенка подчеркивают многие психологи и педагоги. При этом Л.С. Выготский особо акцентировал внимание на умственном развитии в процес ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru