5) Исследование словообразования глаголов от имен существительных
Материалом исследования являются слова: друг-дружить, завтрак-завтракать, обед-обедать, ужин-ужинать, крик-кричать, стук-стучать, плач-плакать, тоска-тосковать, горе-горевать, зима-зимовать, рыба-рыбачить.
Процедура и инструкция. В начале исследования формируется ориентировка в задании: «К слову уборка придумаем похожее слово. К слову Уборка ставится вопрос «Что?» А какое похожее слово отвечает на вопрос «Что делать?» – убирать. А теперь к слову друг придумаем похожее слово, которое отвечает на вопрос – Что делать?» И т.д.
Результаты выполнения заданий оценивались нами в баллах.
Высокий уровень (4 балла) – правильное и самостоятельное выполнение задания.
Уровень выше среднего (3 балла) – правильное выполнение задания с помощью экспериментатора или единичные неправильные ответы в непродуктивных формах словообразования.
Средний уровень (2 балла) – систематические ошибки в непродуктивных формах словообразования.
Уровень ниже среднего (1 балл) – систематические ошибки как в непродуктивных, так и в продуктивных формах словообразования; количество неправильно выполненных заданий превышает 50%.
Низкий уровень (0 баллов) – неправильное выполнение всех заданий, простое повторение заданного слова или отказ от выполнения задания.
Экспериментальное исследование словообразования имён существительных, обозначающих вместилище чего-нибудь
При изучении словообразования имён существительных, обозначающих вместилище чего-нибудь, были получены результаты, которые занесены в таблицу 1.
Таблица 1 – Результаты экспериментального исследования
Категории испытуемых |
Уровень сформированности умения словообразования имён существительных, обозначающих вместилище чего-нибудь |
Всего | ||||
Высокий |
Выше среднего |
Средний |
Ниже среднего |
Низкий | ||
Дети с ОНР |
0 |
0 |
9 |
11 |
0 |
20 |
Графически результаты исследования словообразования имён существительных, обозначающих вместилище чего-нибудь можно отразить в диаграмме 1.
Диаграмма 1 – Распределение испытуемых по уровням сформированности умения словообразования имён существительных, обозначающих вместилище чего-нибудь
Средний уровень развития словообразования имён существительных, обозначающих вместилище чего-нибудь, отмечен у 45% старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Уровень ниже среднего характерен для 55% старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Экспериментальное исследование словообразования существительных со значением единичности
Таблица 2 – Результаты экспериментального исследования
Категории испытуемых |
Уровень сформированности умения словообразования имён существительных со значением единичности |
Всего | ||||
Высокий |
Выше среднего |
Средний |
Ниже среднего |
Низкий | ||
Дети с ОНР |
0 |
0 |
1 |
18 |
1 |
20 |
Графически результаты исследования словообразования имён существительных со значением единичности можно отразить в диаграмме 2.
Диаграмма 2 – Распределение испытуемых по уровням сформированности умения словообразования имён существительных со значением единичности
Для 5% старших дошкольников с общим недоразвитием речи характерен средний уровень, для 5% – низкий уровень, для 90% – уровень развития словообразования существительных со значением единичности ниже среднего.
Экспериментальное исследование образования относительных прилагательных
Таблица 3 – Результаты экспериментального исследования
Категории испытуемых |
Уровень сформированности умения образования относительных прилагательных |
Всего | ||||
Высокий |
Выше среднего |
Средний |
Ниже среднего |
Низкий | ||
Дети с ОНР |
0 |
0 |
16 |
14 |
0 |
20 |
Информация по педагогике:
Площадь круга
Формула для вычисления площади круга вводится в VI классе. Перед тем, как записать формулу для площади круга, учащиеся выясняют зависимость между длиной окружности и ее диаметром. Важно, обратить внимание учащихся на отношение , ( – длина окружности, а – ее диаметр) и показать, что для любой окружн ...
Сущностные характеристики и психолого-педагогические основы самообразования
личности
Переход к рынку, конкурентоспособность производства в рыночных условиях, перспективы роста числа безработных и новые требования к трудоустройству во многом зависит от способности и готовности человека решать экономические и научно-технические задачи, внедрять и осваивать новую технику, технологию, ...
Развивающее обучение
Главная цель развивающего обучения состоит в том, чтобы подготовить учащихся к самостоятельному освоению знаний, поиску истины, а также к независимости в повседневной жизни (способности «жить своим умом»). Учитель здесь выступает в качестве организатора поискового процесса, а не просто «передатчика ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.