Общие требования к компьютерным обучающим программам

Страница 2

- Проявлять дружелюбие, особенно при оказании учащимся помощи.

- Допускать индивидуализацию обучения, позволят учащемуся принимать решение о стратегии обучения, характере помощи и т.п.

- Адекватно использовать все способы предъявления информации в виде текста, графики, изображения, в том числе движущиеся, а также звук и цвет. Не навязывать темп предъявления информации.

- Вести диалог, управляемый не только компьютером, но и обучаемым, позволить последнему задавать вопросы.

- Позволить учащемуся вход и выход из программы в любой ее точке, обеспечить доступ к ранее пройденному учебному материалу.

- Допускать модификацию, внесение изменений в способы управления учебной деятельностью.

При формировании дидактических требований к обучающим программам следует, прежде всего, ориентироваться на принципы обучения, содержание которых базируется на современных теоретических достижениях в области педагогики и психологии, что и позволяет использовать их в качестве системы дидактических требований.

1.Принцип научности формулирует целый ряд требований к обучающим программам:

- обучающие программы целесообразно наполнять таким содержанием, которое наиболее эффективно может быть усвоено только с помощью компьютера;

- содержание программ должно соответствовать современному состоянию научного знания;

- способы усвоения учебного материала, предусмотренные программой, должны быть адекватны современным научным методам познания и динамично меняться, обеспечивая быстрое перенастраивание программного продукта в соответствии с изменяющимися требованиями.

2. Традиционная трактовка принципа наглядности сводится к тому, чтобы создать у учащихся чувственное представление об изучаемом объекте. Содержание этого принципа, применительно к компьютерным технологиям, уточняется введением дополнительного требования, суть которого заключается в следующем: необходимо точное указание тех действий, которые необходимо выполнить с объектами предъявления, чтобы, с одной стороны, выявить содержание будущего понятия, а с другой — представить это содержание в виде знаковых моделей. На основании данного принципа можно сформулировать следующие требования к обучающим программам:

- в них при отражении чувственного объекта не следует увлекаться натурализмом: в программе должна быть представлена не любая модель, а только та, которая способствует реализации дидактических целей данной обучающей программы;

- модель, содержащуюся в программе, следует предъявлять в форме, позволяющей наиболее четко раскрыть существенные связи и отношения объекта;

- существенные признаки, связи и отношения модели должны быть в программе адекватно зафиксированы цветом, миганием, звуком и т. д.

3. Наиболее важное требование, основывающееся на современном понимании принципа наглядности, состоит в том, что с помощью обучающих программ необходимо не только предъявлять объект изучения, но и организовывать деятельность учащихся по его преобразованию.

4. На основе деятельностного подхода следует пересмотреть принцип систематичности и последовательности. Поэтому в состав методологических знаний целесообразно включать системные методы познания. Эти методы могут быть наиболее оптимально реализованы с помощью обучающих программ следующим образом:

- в объектах или явлениях, представляемых с помощью компьютерных программ, должны быть выделены основные структурные элементы и существенные связи между ними, позволяющие представлять этот объект или языковое явление в виде целостного образования;

- наряду с этим, алгоритм, в соответствии, с которым строится деятельность обучаемого по усвоению материала, должен отражать логику его системного анализа.

Принцип активности декларирует, что содержание деятельности, организуемой с помощью контрольно-обучающей программы, должно соответствовать усваиваемым знаниям.

5. Поскольку активность обусловлена сознательностью, при разработке обучающих программ необходимо ориентироваться на следующие требования: целесообразно в структуру программы вводить ориентировочный компонент, который должен включать два вида знаний — знание о деятельности, реализуемой с помощью программы (цель деятельности, ее предмет, средства и основные этапы осуществления), и предметные знания, необходимые для успешной работы с программой (правила, справочно-информационные данные и т.д.).

В данном разделе перечислены лишь некоторые требования, предъявляемые к обучающим программным средствам. В целом решение указанной задачи требует дальнейшего исследования проблемы дидактических принципов и уточнения содержания каждого из них, применительно к компьютерным технологиям.

Страницы: 1 2 

Информация по педагогике:

Предзащита и защита творческих работ
Защита творческих работ учащимися выступает для руководителя показателем успешности и эффективности проделанной им работы. Целями предварительного представления результатов творческой работы для школьников являются систематизация проделанной работы, понимание того, что получено самостоятельно, что ...

Анализ программ по русскому языку в аспекте изучаемой проблемы
Анализу были подвергнуты программы по русскому языку двух ведущих учебно-методических комплектов, используемых сегодня в российских школах при обучении младших школьников. 1. «Школа России» (научный руководитель – А.А. Плешаков) 2. Система начального образования Л.В. Занкова (научный руководитель - ...

Теоретические концепции социально-педагогического менеджмента
Научными источниками и основными составными частями менеджмента в социальной сфере являются социология и теория менеджмента. Несмотря на то, что само управление старо как мир, идея управления как научной дисциплины, области исследования, профессии относительно нова. Управление было признано самосто ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru