Описание диагностики навыка чтения у детей младшего школьного возраста с ОНР

Страница 3

Таблица 3. Характер допущенных при чтении ошибок, наиболее часто встречающихся при обследовании детей основной группы

Наиболее часто встречающиеся ошибки при чтении

Замены

Пропуски

Перестановки

Искажения

Угадывающее чтение

 

Кол-во детей

%

Кол-во детей

%

Кол-во детей

%

Кол-во детей

%

Кол-во детей

%

ОГ.

6

60

5

50

5

50

6

60

4

40

Только дети основной группы, т. к. у детей группы сравнения такие ошибки не диагностируются. Анализируя характер допущенных при чтении школьниками основной группы ошибок, мы выявили следующие особенности. У 6-ти испытуемых (60 %) наблюдались замены букв. Пропуски гласных и согласных были обнаружены у 5 школьников (50 %). Так, при чтении наблюдались пропуски согласных при стечении, перестановки слогов, например:

своречник – скворечник

вывишают – вышивают

Видны постоянные замены близких по звучанию звуков (С – З, Ж – Ш, Ш – С, Т – Д) или схожих по начертанию букв (П – Т, Б – В, Х – Ж), искажение звуковой структуры, например:

д – д – у – ж – н – о – дружно

те – ти – дети

с – сы – мо – т – ит – смотрит

Замены букв отмечены в разных позициях: "руба" – рыба, "кришка" – крышка, "хахар" – сахар, "деващка" – девочка и др. Подобные смешения графем, видимо, происходят потому, что младшие школьники еще нечетко проводят фонематический анализ слова. У них не отработан навык различения гласных по их основным признакам, а также не до конца сформировано умения пользоваться способами обозначения мягкости на письме, правилами дистрибуции букв в сочетании ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ.

Перестановки букв были выявлены у 5-ти школьников (50 %).

Искажения или упрощения структуры слов достаточно часто проявлялись при чтении у 6-ти участников эксперимента (60 %).

Наблюдалось угадывающее чтение у 4-х детей (40 %).

Таким образом, обобщая данные, полученные в ходе диагностики особенностей чтения основной группы, выявленными недостатками чтения (выраженными в разной степени) являлись:

• нарушение понимания прочитанного

• побуквенное чтение, послоговое

• пропуски согласных при стечении

• пропуски слогов

• замена звуков, сходных акустически и артикуляторно

• замены букв, имеющих одинаковые элементы

• замена звуков, связанных с неправильным произношением

В ходе изучения особенностей чтения детей основной группы мы по итогам диагностики условно разделили их на три группы.

1 группа (40 %). Дети данной группы устойчивого навыка чтения не имели. Читали преимущественно по слогам, и побуквенно. Скорость чтения расценивалась нами как очень медленная. У детей данной группы наблюдался практически полный перечень всех имеющихся специфических ошибок. Детей данной группы мы отнесли к категории, имеющей высокий риск предрасположенности к дислексии.

2 группа (30 %). Дети данной группы читали целыми словами. Скорость чтения определялась нами как медленная. В процессе чтения обнаруживалось достаточное количество специфических ошибок. Но так как навык чтения только формируется (обучения в 1 классе) о заключении “дислексия” говорить рано. Но необходимо отметить, что эти дети представляют собой группу с повышенным риском возникновения дислексии, что указывало на необходимость проведения с ними превентивных процедур.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Информация по педагогике:

Методические рекомендации по использованию народных примет как средства развития внимания
Для работы с народными приметами в курсе "Окружающий мир" учителю нужно следовать методическим рекомендациям: 1) Использование народных примет должно быть систематическим, на каждом уроке окружающего мира. 2) Для работы на уроке не следует брать большого количества примет, достаточно пяти ...

Оценка уровня сформированности самостоятельности и трудолюбия у младших школьников
Чтобы оценить уровень самостоятельности и трудолюбия у младших школьников, мы провели анкетирование на базе МБОУДОД «Центр детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов) им. Двужильного» г. Кемерово. В исследовании принимали участие ученики начальных классов. В анкетировании участвовало ...

Общая характеристика учебника математики Л.Г. Петерсон для класса
Курс математики Л.Г. Петерсон ориентирован на личностное развитие ребенка, поэтому математические знания рассматриваются не как самоцель, а как средство развития мышления детей, их чувств и эмоций, творческих способностей и мотивов деятельности. Реализация этой цели требует выполнения таких задач: ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru