Границы младшего школьного возраста, совпадающие с этапом обучения в начальной школе, установлены в настоящее время с 6–7 до 9–10 лет. В этом возрасте происходит появление и другого важного новообразования – произвольного поведения. Ребенок становится самостоятельным, сам выбирает, как ему поступать в определенных ситуациях.
Таким образом, младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства.
Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста – создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка, учётом его интересов.
Наблюдая за поведением детей, за тем как они трудятся, учатся, играют, как реагируют на воздействие, как переживают радости и горести, обращаем внимание на большие индивидуальные различия между ними в отношении активности, эмоциональности, развитии познавательных интересов, т.е. различие их темпераментов.
Знания темпераментов помогают изучить характер ребенка. Важно и то, как ребенок сам себя оценивает.
Любить детей мало – им надо нравиться. Здесь очень важно соблюдать правило – «быть рядом, но чуть – чуть впереди» – общение на равных, но с определенной дистанцией. В ребенке нужно уважать личность, равную себе (но не вы опускаетесь до уровня ребенка, а, наоборот, его поднимаете до своего уровня).
В то же время не должно быть панибратства: смотрите, чтобы вам не «сели на шею». Суть в том, чтобы и вы, и ребенок четко различали границы между игрой и серьезным разговором. И в том, чтобы в ваших отношениях господствовала взаимная вежливость.
От того, каковы наши дети сегодня, зависит, каким будет общество завтра.
Именно внеурочная, внеклассная деятельность, которая предполагает неформальное общение педагогов и воспитанников, дает возможность для реализации пристрастий и особенностей ребят, развития их индивидуальности, а также общения со сверстниками, которые воспринимается детьми как нечто очень важное.
Сегодня нам нужно воспитать личность, которая не примирялась бы с несправедливостью и житейскими трудностями, а восхищалась своими соотечественниками, достигшими высочайшего успеха в труде, искусстве, науке, могла бы бороться, высказывать свои сомнения, защищать доводы, творчески, сознательно относиться к жизни.
Проблема организации досуга не нова, ее издавна интересовались прогрессивные педагоги и психологи. К.Д. Ушинский писал, что «когда человек остается без работы в руках, без мысли в голове, именно в эти минуты портится голова, сердце, нравственность». Досуг – это возможность что–то сделать или чего-то достичь.
В процессе развлечений у детей, закрепляются навыки и умения, полученные на занятии, и углубляется потребность, в познании нового, расширение кругозора, совместных действиях и переживаниях. Для того чтобы развлечения действительно способствовали развитию и воспитанию детей, необходимо тщательно планировать их, заранее продумывать подготовку, определять степень участия детей, проявления их индивидуальных особенностей и интересов.
Самообразование ребенка происходит под руководством взрослых и может быть опосредованным и прямым. Самообразование во многом зависит от предметно-развивающей среды, которая в основном создается взрослыми, хотя к этому процессу привлекают детей (организация выставок, оформление интерьера и т.д.).
Информация по педагогике:
Методики психолого-педагогического обследования дошкольников
Цель: выявление элементарных образных представлений ребёнка об окружающем мире, логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами мира; умение рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль; для детей от 4 лет. Стимульный материал: картина с изображением бо ...
Проблемное обучение
В основе проблемного обучения лежит идея известного отечественного психолога С.Л,Рубинштейна, о способе развития сознания человека через разрешение познавательных проблем, содержащих в себе противоречия. Поэтому проблемное обучение раскрывается через постановку (учителем) и разрешение (учеником) пр ...
Комплексный подход к экологическому образованию в школе. Формы и методы
экологического воспитания
Очень долгое время экологическому воспитанию школьников не уделялось должное внимание. В последние годы школа сделала решительный поворот к изменению создавшегося положения. Однако для коренного изменения экологического воспитания школьников ещё не хватает системности, необходимой, логичной и после ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.