Традиционно в отечественной системе образования мы пользовались понятием академический час. Это как уже говорилось во введении к данной работе довольно растяжимое понятие, академический час может длиться от 40 до 50 минут астрономического времени и поэтому возникает естественная проблема определения временной трудоемкости учебной программы при необходимости перезачетов и международной аккредитации диплома выпускника высшего учебного заведения. Кроме того, существуют особенности планирования учебной занятости студентов, особенно первого и второго года обучения в соответствие с Трудовым кодексом РФ. Все это заставляет унифицировать единицу трудоемкости внутри страны. Отметим, что в отечественной системе образования кредит принято называть зачетной единицей.
В этой связи Министерством образования РФ в рамках Болонского процесса была предложена Методика расчета трудоемкости основных образовательных программ высшего профессионального образования в зачетных единицах (письмо Минобразования РФ от 28.11.2002. №14-52-988ин/13), а так же выпущено «Примерное положение об организации учебного процесса в высшем учебном заведении с использованием системы зачетных единиц», рекомендованное Министерством образования и науки РФ №15-55-337ин/15 от 09.03.2004г. В 2004 году так же выходит приказ Министерства образования РФ №2274 от 20.05.2004 «О реализации эксперимента по использованию зачетных единиц в учебном процессе». В этом документе ректорам образовательных учреждений, участвующих в эксперименте, разрешалось предусматривать в учебных планах уменьшение федерального компонента ГОС ВПО по соответствующим направлениям подготовки и специальностям до 50% от общего объема теоретической подготовки сохранением объемов циклов дисциплин, установленных в ГОС ВПО. Но основной проблемой является введение двухуровневой системы высшего профессионального образования (бакалавр-магистр) на территории РФ с 2010 года. Введение этой системы предполагает:
- обучение вариабельно в структуре и сроках, может существовать индивидуальный «вектор» обучения;
- расширение академической мобильности и увеличение возможностей привлечения иностранных учащихся в отечественные вузы;
- обучение доступно (экономический аспект);
- обучение многоступенчато;
- кадры (выпускники) могут свободно перемещаться;
- формат документов об образовании унифицирован;
- повышение оперативности и обоснованности контроля обученности студентов и их промежуточной аттестации;
- расширение возможностей получения междисциплинарного образования;
- упрощение организационного сопровождения перехода на индивидуальные формы обучения;
- сокращение числа параллельно читаемых курсов для малых студенческих аудиторий и оптимизацию численности учебных потоков;
- высвобождение средств, которые могут быть использованы для повышения оплаты труда преподавателей;
- создание благоприятных условий для более широкого применения в учебном процессе современных образовательных технологий и зарубежного опыта организации учебного процесса.
Только в этом случае кредитная система планирования трудоемкости уместна и даже необходима.
Приведем основные эквиваленты зачетной единицы в образовательной системе России:
Усредненная трудоемкость одной учебной недели
1 учебный год à 40 недель à 60 зач.единиц
1 неделя à 1,5 зач.единицы
Часовой эквивалент зачетной единицы в ГОС-2
1 неделя à 1,5 зач.единицы à 54 акад.часа
1 зачетная единица = 36 акад.часам
Часовой эквивалент зачетной единицы в ГОС-3 (предлагается)
1 неделя à 1,5 зач.единицы à 45 часам
1 зачетная единица = 30 часам
Как можно видеть, в Государственных образовательных стандартах третьего поколения, точнее, в их пока еще моделях, отсутствует понятие академического часа, единицей измерения времени предлагается считать рабочий час равный 60 астрономическим минутам. В большинстве стран мира используется именно рабочий час, а не академический, да и продолжительность учебного года разная.
В связи с переходом к рыночной экономике и нарастанием процессов глобализации все более явным становится несоответствие сложившейся в России системы подготовки специалистов мировым тенденциям развития образовательных систем, для которых характерны академическая мобильность учащихся и образовательных программ, индивидуализация и либерализация учебного процесса, ориентация на свободу и нужды развития личности, поддержку высокого статуса и профессионального уровня преподавателей, признание необходимости и реализация привлечения средств граждан и работодателей для совместного с государством финансирования высшего образования, справедливое использование бюджетных средств для обеспечения равных для всех граждан условий доступа к высшему образованию.
Информация по педагогике:
Структура математической игры
Математическая игра имеет устойчивую структуру, которая отличает ее от всякой другой деятельности. Основными структурными компонентами математической игры являются: игровой замысел, правила, игровые действия, содержание, оборудование, результат игры. Остановимся более подробно на отдельных структур ...
Психолого-педагогические основы применения современных информационных
технологий в экологическом образовании
Развитие информационных технологий обработки, хранения данных (информации) и широкое их использование в сфере образования способствовало появлению термина «технология» в педагогике, где он используется в различных сочетаниях: педагогическая технология, образовательная технология, технология воспита ...
Роль и место понятия «площадь в школьном» курсе математики
Словом площадь школьники пользуются уже в начальной школе. Математика в начальных классах – это, прежде всего знакомство с основными математическими терминами, понятиями и величинами, одной из которых и является площадь. Однако, непосредственное введение понятия «площадь» и изучение площади как вел ...
Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.