Переход на кредитную систему в отечественном образовании

Образование и педагогика » Зачетная единица как мера трудоемкости учебной работы » Переход на кредитную систему в отечественном образовании

Страница 1

Традиционно в отечественной системе образования мы пользовались понятием академический час. Это как уже говорилось во введении к данной работе довольно растяжимое понятие, академический час может длиться от 40 до 50 минут астрономического времени и поэтому возникает естественная проблема определения временной трудоемкости учебной программы при необходимости перезачетов и международной аккредитации диплома выпускника высшего учебного заведения. Кроме того, существуют особенности планирования учебной занятости студентов, особенно первого и второго года обучения в соответствие с Трудовым кодексом РФ. Все это заставляет унифицировать единицу трудоемкости внутри страны. Отметим, что в отечественной системе образования кредит принято называть зачетной единицей.

В этой связи Министерством образования РФ в рамках Болонского процесса была предложена Методика расчета трудоемкости основных образовательных программ высшего профессионального образования в зачетных единицах (письмо Минобразования РФ от 28.11.2002. №14-52-988ин/13), а так же выпущено «Примерное положение об организации учебного процесса в высшем учебном заведении с использованием системы зачетных единиц», рекомендованное Министерством образования и науки РФ №15-55-337ин/15 от 09.03.2004г. В 2004 году так же выходит приказ Министерства образования РФ №2274 от 20.05.2004 «О реализации эксперимента по использованию зачетных единиц в учебном процессе». В этом документе ректорам образовательных учреждений, участвующих в эксперименте, разрешалось предусматривать в учебных планах уменьшение федерального компонента ГОС ВПО по соответствующим направлениям подготовки и специальностям до 50% от общего объема теоретической подготовки сохранением объемов циклов дисциплин, установленных в ГОС ВПО. Но основной проблемой является введение двухуровневой системы высшего профессионального образования (бакалавр-магистр) на территории РФ с 2010 года. Введение этой системы предполагает:

- обучение вариабельно в структуре и сроках, может существовать индивидуальный «вектор» обучения;

- расширение академической мобильности и увеличение возможностей привлечения иностранных учащихся в отечественные вузы;

- обучение доступно (экономический аспект);

- обучение многоступенчато;

- кадры (выпускники) могут свободно перемещаться;

- формат документов об образовании унифицирован;

- повышение оперативности и обоснованности контроля обученности студентов и их промежуточной аттестации;

- расширение возможностей получения междисциплинарного образования;

- упрощение организационного сопровождения перехода на индивидуальные формы обучения;

- сокращение числа параллельно читаемых курсов для малых студенческих аудиторий и оптимизацию численности учебных потоков;

- высвобождение средств, которые могут быть использованы для повышения оплаты труда преподавателей;

- создание благоприятных условий для более широкого применения в учебном процессе современных образовательных технологий и зарубежного опыта организации учебного процесса.

Только в этом случае кредитная система планирования трудоемкости уместна и даже необходима.

Приведем основные эквиваленты зачетной единицы в образовательной системе России:

Усредненная трудоемкость одной учебной недели

1 учебный год à 40 недель à 60 зач.единиц

1 неделя à 1,5 зач.единицы

Часовой эквивалент зачетной единицы в ГОС-2

1 неделя à 1,5 зач.единицы à 54 акад.часа

1 зачетная единица = 36 акад.часам

Часовой эквивалент зачетной единицы в ГОС-3 (предлагается)

1 неделя à 1,5 зач.единицы à 45 часам

1 зачетная единица = 30 часам

Как можно видеть, в Государственных образовательных стандартах третьего поколения, точнее, в их пока еще моделях, отсутствует понятие академического часа, единицей измерения времени предлагается считать рабочий час равный 60 астрономическим минутам. В большинстве стран мира используется именно рабочий час, а не академический, да и продолжительность учебного года разная.

В связи с переходом к рыночной экономике и нарастанием процессов глобализации все более явным становится несоответствие сложившейся в России системы подготовки специалистов мировым тенденциям развития образовательных систем, для которых характерны академическая мобильность учащихся и образовательных программ, индивидуализация и либерализация учебного процесса, ориентация на свободу и нужды развития личности, поддержку высокого статуса и профессионального уровня преподавателей, признание необходимости и реализация привлечения средств граждан и работодателей для совместного с государством финансирования высшего образования, справедливое использование бюджетных средств для обеспечения равных для всех граждан условий доступа к высшему образованию.

Страницы: 1 2

Информация по педагогике:

Профессионально-педагогическая культура педагога профессионального обучения
Сущность профессионально-педагогической культуры Для того чтобы определить сущность понятия «профессионально-педагогическая культура», целесообразно рассмотреть такие понятия, как «профессиональная культура» и «педагогическая культура». Профессиональная деятельность как социально-культурное явление ...

ИКТ и современный урок истории в коррекционной школе
Вряд ли кто станет спорить с тем, что современные компьютерные технологии могут оказать учителю коррекционной школы неоценимую помощь. Это и замечательные демонстрационные возможности, и доступ к новейшей научной информации благодаря интернет-ресурсам, и широкий выбор электронных учебников и пособи ...

Характеристика стилей межличностного общения. Педагогическое общение
Индивидуальное своеобразие педагога, его неповторимость определяют стилевые особенности деятельности, которые связываются с конкретными способами ее осуществления. Каждый педагог склонен максимально использовать свои индивидуальные особенности, обеспечивающие успех в деятельности, и преодолевать те ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru