Переход на кредитную систему в отечественном образовании

Образование и педагогика » Зачетная единица как мера трудоемкости учебной работы » Переход на кредитную систему в отечественном образовании

Страница 1

Традиционно в отечественной системе образования мы пользовались понятием академический час. Это как уже говорилось во введении к данной работе довольно растяжимое понятие, академический час может длиться от 40 до 50 минут астрономического времени и поэтому возникает естественная проблема определения временной трудоемкости учебной программы при необходимости перезачетов и международной аккредитации диплома выпускника высшего учебного заведения. Кроме того, существуют особенности планирования учебной занятости студентов, особенно первого и второго года обучения в соответствие с Трудовым кодексом РФ. Все это заставляет унифицировать единицу трудоемкости внутри страны. Отметим, что в отечественной системе образования кредит принято называть зачетной единицей.

В этой связи Министерством образования РФ в рамках Болонского процесса была предложена Методика расчета трудоемкости основных образовательных программ высшего профессионального образования в зачетных единицах (письмо Минобразования РФ от 28.11.2002. №14-52-988ин/13), а так же выпущено «Примерное положение об организации учебного процесса в высшем учебном заведении с использованием системы зачетных единиц», рекомендованное Министерством образования и науки РФ №15-55-337ин/15 от 09.03.2004г. В 2004 году так же выходит приказ Министерства образования РФ №2274 от 20.05.2004 «О реализации эксперимента по использованию зачетных единиц в учебном процессе». В этом документе ректорам образовательных учреждений, участвующих в эксперименте, разрешалось предусматривать в учебных планах уменьшение федерального компонента ГОС ВПО по соответствующим направлениям подготовки и специальностям до 50% от общего объема теоретической подготовки сохранением объемов циклов дисциплин, установленных в ГОС ВПО. Но основной проблемой является введение двухуровневой системы высшего профессионального образования (бакалавр-магистр) на территории РФ с 2010 года. Введение этой системы предполагает:

- обучение вариабельно в структуре и сроках, может существовать индивидуальный «вектор» обучения;

- расширение академической мобильности и увеличение возможностей привлечения иностранных учащихся в отечественные вузы;

- обучение доступно (экономический аспект);

- обучение многоступенчато;

- кадры (выпускники) могут свободно перемещаться;

- формат документов об образовании унифицирован;

- повышение оперативности и обоснованности контроля обученности студентов и их промежуточной аттестации;

- расширение возможностей получения междисциплинарного образования;

- упрощение организационного сопровождения перехода на индивидуальные формы обучения;

- сокращение числа параллельно читаемых курсов для малых студенческих аудиторий и оптимизацию численности учебных потоков;

- высвобождение средств, которые могут быть использованы для повышения оплаты труда преподавателей;

- создание благоприятных условий для более широкого применения в учебном процессе современных образовательных технологий и зарубежного опыта организации учебного процесса.

Только в этом случае кредитная система планирования трудоемкости уместна и даже необходима.

Приведем основные эквиваленты зачетной единицы в образовательной системе России:

Усредненная трудоемкость одной учебной недели

1 учебный год à 40 недель à 60 зач.единиц

1 неделя à 1,5 зач.единицы

Часовой эквивалент зачетной единицы в ГОС-2

1 неделя à 1,5 зач.единицы à 54 акад.часа

1 зачетная единица = 36 акад.часам

Часовой эквивалент зачетной единицы в ГОС-3 (предлагается)

1 неделя à 1,5 зач.единицы à 45 часам

1 зачетная единица = 30 часам

Как можно видеть, в Государственных образовательных стандартах третьего поколения, точнее, в их пока еще моделях, отсутствует понятие академического часа, единицей измерения времени предлагается считать рабочий час равный 60 астрономическим минутам. В большинстве стран мира используется именно рабочий час, а не академический, да и продолжительность учебного года разная.

В связи с переходом к рыночной экономике и нарастанием процессов глобализации все более явным становится несоответствие сложившейся в России системы подготовки специалистов мировым тенденциям развития образовательных систем, для которых характерны академическая мобильность учащихся и образовательных программ, индивидуализация и либерализация учебного процесса, ориентация на свободу и нужды развития личности, поддержку высокого статуса и профессионального уровня преподавателей, признание необходимости и реализация привлечения средств граждан и работодателей для совместного с государством финансирования высшего образования, справедливое использование бюджетных средств для обеспечения равных для всех граждан условий доступа к высшему образованию.

Страницы: 1 2

Информация по педагогике:

КМС как система кредитов, сосредоточенная на студенте
ECTS - система кредитов, сосредоточенная на студенте, потому что она помогает вузам смещать акцент при разработке образовательной программы и обеспечить переход от традиционных подходов, сосредоточенных на преподавателе, к подходам, которые отвечают нуждам обучающихся. При традиционных подходах, со ...

Методики психолого-педагогического обследования дошкольников
Цель: выявление элементарных образных представлений ребёнка об окружающем мире, логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами мира; умение рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль; для детей от 4 лет. Стимульный материал: картина с изображением бо ...

Методика формирования представлений о форме предметов у дошкольников
Для реализации программных задач в качестве дидактического материала для детей 3-4 лет группе используются модели простейших плоских геометрических фигур (круг, квадрат) разного цвета и размера. Еще до проведения систематических занятий педагог организует игры детей со строительным материалом, набо ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru