Фольклорные занятия в воспитании

Образование и педагогика » Фольклорные занятия в воспитании

Страница 1

Педагогикой издавна осознавалась важность народного творчества для общего развития ребенка и необходимость применения его в воспитании. Но каждый исторический период выдвигает на первый план свои задачи. В наше время наиболее активной является проблема сохранения национальных традиций, установление связей между старой, преимущественно крестьянской, и современной культурами. При этом значение фольклора вряд ли можно переоценить. Второй проблемой, которую приходится решать педагогам и которая неразрывно связана с первой, является установление способов и путей возвращения народной песни, игры в детскую среду. Причем наибольшая сложность заключается в том, чтобы не просто добиться механического воспроизведения пляски, игры, а вернуть ей живое естественное существование.

Эти подходы отражены в фольклорной программе «Гусельки», разработанной как дополнение к типовой «Программе воспитания и обучения в детском саду» – министерства просвещения РСФСР под ред. М.А. Васильевой и к курсу «Музыка в начальной школе» под ред. Д.Б. Кабалевского. Основной формой работы по этой программе являются фольклорные занятия, цель которых – формирование устойчивого интереса к русским народным традициям, обрядам по основе активного участия в совместной творческой деятельности ребенка со взрослым, развитие музыкальных и творческих способностей детей через различные формы народного фольклора, овладение богатством народного слова, выраженного в сказках, закличках, дразнилках, колядках, попевках.

В пособии широко представлен фольклорный материал, соответствующий ведущим комплексным темам для каждого месяца, а также варианты фольклорных занятий и развлечений из известных сборников С. Мерзляковой, Н. Метлова, М. Медведевой. Часть представленных сценариев является авторской адаптацией народных игр и развлечений, сделанной на основе собственного опыта.

Фольклорные занятия заключают в себе наибольшие возможности в создании ситуации, приближенной к естественному бытованию жанров народного творчества. Формы их проведения разнообразны и различны по степени близости к народным традициям: от праздничного выступления до выхода на лужайку в лес. Воспитатель должен иметь в памяти большой запас песенок, потешек, считалок, загадок, поговорок, пословиц, скороговорок и тактично, с чувством меры, умело включать их в повседневный быт детей, в занятия.

Данное пособие поможет педагогу выбрать наиболее приемлемые формы фольклора, а также способы их использования в зависимости от имеющихся условий и возможностей; моделировать общение детей с народным фольклором в свободной разнообразной форме, учитывая их желание, интересы, индивидуальные склонности и потребности.

Сложившаяся социокультурная ситуация актуализирует проблему сохранения и передачи детям культурного наследия предков, знакомства ребенка с родной культурой. В качестве глобальной цели современного воспитания рассматривается восстановление образа человека культуры как личности целостной, самобытной, свободной, духовной, гуманной, ориентированной на сохранение и воспроизводство ценностей русской национальной культуры в творческой жизнедеятельности, способной к культурному саморазвитию и культурно-нравственной саморегуляции поведения.

Национальная культура находится в гармонии с национальным характером, она психологически адекватно выражает и реализует его в художественной форме. Родная культура входит в сознание человека на правах порождающего начала. С культурой других народов, с мировой культурой человек вступает в диалог, взаимодействуя с ними с позиций одной, уже «присвоенной» культуры.

Одним из удивительных явлений культуры, к которому история вела людей далекими и трудными дорогами, является самоценность человека, восхождение к ценностям детства, его бережение и защита, что составляет неотъемлемую часть русской историко-культурной педагогической традиции. Целостность этических и эстетических идеалов, системы ценностей и реализующих эту систему в жизни моделей поведения очень важна для формирования личности ребенка именно в дошкольном возрасте, когда все впитывается не на уровне знания, а на уровне образа жизни. Педагог детского сада имеет значительно большие возможности для воспитания в духе родной культуры, нежели школьный учитель, потому что он именно живет вместе с детьми, и фольклор может стать не предметом изучения, а частью этой естественной бытовой жизни, украсив и одухотворив ее.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Информация по педагогике:

Основные понятия оздоровительной направленности физического воспитания дошкольников
Современное общество отличается многообразием примеров образа жизни человека, с которыми постоянно сталкивается каждый ребенок. Это многообразие не всегда является образцом для ребенка, в результате создается хаотичность в представлениях ребенка о здоровом образе жизни и разрушаются уже сложившиеся ...

Организация исследования метода тестирования как средства педагогического контроля обученности старшеклассников
Для определения эффективности метода тестирования как средство педагогического контроля обученности старшеклассников в МОУ СОШ №4 поселка Пойковский Нефтеюганского района было проведено экспериментальное исследования. В эксперименте участвовали учащиеся 9-11 классов. Исследование проходило в три эт ...

Площадь параллелограмма
Вывод формулы площади параллелограмма сводится к построению прямоугольника, равного данному параллелограмму по площади. Примем одну сторону параллелограмма за основание, а перпендикуляр, проведенный из любой точки противолежащей стороны на прямую, содержащую основание будем называть высотой паралле ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru