Фольклорные занятия в воспитании

Образование и педагогика » Фольклорные занятия в воспитании

Страница 2

Однако педагогическая практика, к сожалению, не исчерпывает всех возможностей фольклора в духовно-эмоциональном развитии детей. Во многом это связано с ограниченностью репертуара, неразработанностью конкретно-методических приемов работы с данным материалом,

Предлагаемая фольклорная программа «Гусельки» разработана как дополнение к типовой «Программе воспитания и обучения в детском саду» - министерства просвещения РСФСР под ред. М.А. Васильевой и к курсу «Музыка» в начальной школе под ред. Д.Б. Кабалевского.

Она призвана решать следующие задачи: 1) развитие речи, движений, творческих и музыкальных способностей ребенка через различные формы народного фольклора; 2) формирование устойчивого интереса к русским народным традициям, обрядам на основе активного участия в праздниках и совместной творческой деятельности ребенка со взрослым; 3) овладение богатством народного слова, выраженного в сказках, закличках, дразнилках, колядках, попевках; 4) обеспечение более широкой и разнообразной, чем это возможно в рамках основной программы, художественно-творческой деятельности детей на основе музыкального и речевого фольклора.

Программа предназначается для детей 6-7 лег детских образовательных учреждений, рассчитана на 38 занятий (1 час в неделю). Работа по фольклорной программе ведется параллельно типовой «Программе воспитания и обучения в детском саду» или курсу «Музыка» в начальной школе. В ней учтены все виды музыкальной деятельности: слушание, пение, музыкально-ритмические движения (упражнения, игры, хороводы, пляски), игра на народных инструментах. Составлен план проведения праздников и развлечений по народной тематике. Программа имеет тематическое построение. Система фольклорных занятий спланирована на основе дат народного календаря, которые представлены не просто как занятия, а как небольшие праздники. При этом дети не только получают интересную информацию, но и проникаются духом любви к родной земле-кормилице, радостью и благодарностью к ее щедрости.

Цель фольклорных занятий – обогащение и расширение нравственных и эстетических представлений ребят, удовлетворение их разнообразных познавательных интересов, развитие индивидуальных потребностей и творческих способностей.

Занятия объединены а своеобразные блоки различной тематики, которые могут быть вариативными, чтобы каждый педагог мог выбрать то, что соответствует его возможностям (состав группы, условия дошкольного учреждения и т. д.). Работа по блокам предполагает интеграцию разных видов художественной деятельности на интересном для детей содержании и концентрацию внимания на этом содержании, осваиваемом в разных видах деятельности (чтение произведений детского фольклора, слушание народной музыки и ее исполнение, творческие импровизации в ритмике, пении, игре на народных музыкальных инструментax).

Фольклорное занятие выносится третьим занятием и проводится 40-50 минут в форме занимательной игры, спектакля.

Основная стержневая идея программы, объединяющая весь изучаемый материал и раскрывающаяся специфическими средствами учебного материала, звучит так: все в мире, в природе, в обществе взаимосвязано и находится в определенной зависимости друг от друга. Она осознается детьми при рассмотрении взаимосвязи между живой и неживой природой, между трудом и жизнью общества, явлениями природы и народными приметами, традициями, народными праздниками. Эта идея обуславливает структурное единство всего содержания и системность знаний, позволяя целенаправленно подбирать учебный материал в соответствии с ведущими комплексными темами для каждого месяца.

Основополагающей методической позицией на фольклорных занятиях стало моделирование процесса художественного творчества, основывающееся на принципах построения фольклорных занятий – импровизации, образно-игрового вхождения в музыку, художественного фольклорного исполнения произведения, создания образно-игрового «фона» на всем протяжении фольклорного занятия, требующих от детей перевоплощения, усиленной работы фантазии, воображения.

Поскольку цель музыкального воспитания – воспитание человека музыкой, в программе на первое место выходит проблема развития личности ребенка, обогащение его духовного мира. Навыки, умения и специфические знания о музыке у ребенка должны формироваться незаметно, как бы исподволь, в процессе работы над музыкальными образами, над выражением их духовного содержания, а не над самими навыками.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Информация по педагогике:

Использование экологических интернет-ресурсов в образовательном процессе
В последние годы в связи с развитием и широким внедрением в образовательную практику новых информационных технологий, мультимедийных средств и интернет-технологий значительно расширились рамки и возможности педагогических методик, применяемых в экологическом образовании. В связи с этим представляет ...

Об организации досуга детей
Грамотная организация досуга отвлекает детей от улицы, от групп асоциальной направленности. Дети получают полезные знания, умения, навыки, усваивают социально приемлемые моральные нормы, вырабатывают ценностные ориентации и жизненные планы, самореализуются в различных видах полезной деятельности, а ...

Образовательное учреждение как объект управления
Последнее десятилетие ХХ в. и начало ХХI являются периодом интенсивного поиска новых концептуальных идей, обеспечивающих повышение качества общего образования. Поиск новых моделей управления образовательными системами обусловлен изменениями в социально-экономической жизни страны (переход к экономик ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru