Фольклорные занятия в воспитании

Образование и педагогика » Фольклорные занятия в воспитании

Страница 4

Первое из перечисленных занятий – «Будет хлеб – будет песня!» – нацелено на расширение знаний и представлений детей об окружающей жизни, приметах осени, хлебе, земледельческом празднике – жатва. Педагогу следует подобрать к занятию интересные и выразительные произведения музыкального и речевого фольклора, скажем, пословицы, поговорки, приметы, шутливые прибаутки, песни о хлебе, труде, об осени, овощах. Дети инсценируют русские народные песни, которые способствуют раскрытию темы, составляют танцевальные композиции с осенними листьями, с веточками рябины, разыгрывают жанровые сценки. Можно включить в содержание занятия разучивание народных игр со словом: «Трактора», «Пахари и жнецы», «Мукомол», «Дуйте ветры» и т. д., помогающих совершенствовать движения детей, их дикцию, артикуляцию, произношение отдельных звуков. Кроме того, используются импровизации в пении, сочинение мелодий на фольклорные тексты приговорок, закличек, потешек. Эффективным приемом в данном случае может быть «подсказка» музыкального характера, состоящая из начальной интонации, продолжить которую предстоит детям.

Тема данного занятия развивается на следующем – «Без труда – нет добра». Хорошо, если на занятиях по познавательной активности, экскурсии в музей дети знакомились с работой людей осенью, значением их труда, с орудиями сельскохозяйственного труда и их назначением. Важно подчеркнуть, что орудие груда – это продолжение человеческой руки, которое помогает в работе, поэтому человек бережно, заботливо относился к своим помощникам – плугу, мотыге, бороне.

Начать занятие можно рассказом педагога о том, что месяц сентябрь в народе считался месяцем сбора урожая. На полях начинали копать картофель, пекли пирожки с картофелем, делали вареники, картофельные котлеты, запеканку, драники. Повсеместно начиналась уборка лука, которой издавна (как и чеснок) считался средством от сглаза и порчи, поэтому хозяйки связками вешали его при входе в избу, а также в местах содержания скота. Лук зашивали в амулеты, которые воины одевали на грудь, собираясь в поход. Важно отметить также, что 27 сентября начинали рубить на зиму капусту и вечерами собирались на посиделки-капустники. Капуста издревле была одним из основных овощей на столе русского человека: из нее пекли пироги, варили щи и ласково говорили: «Вейся ли, вейся капустка! Вейся ли, вейся ли, белая!» Желательно вспомнить и разучить с детьми новые пословицы, загадки, шутливые прибаутки о труде, трудолюбии. Дети инсценируют их, обыгрывают, по желанию сочиняют певческие импровизации на выученные тексты, исполняют трудовые частушки. Можно разучить русские народные песни, в которых описывается трудовой процесс: «Я на камушке сижу», «Капустка», «В темном лесе», «Уж я сеяла, сеяла ленок» и др.

Закончить занятие нужно народной пословицей – «Песня – в труде помощница!».

Задача занятия – «Веселый скоморох» – познакомить детей с русскими народными играми и забавами, закрепить навыки выполнения народных танцевальных движений. Целесообразно начать его с прихода в гости Веселого Скомороха, который пляшет под веселую задорную музыку, а затем рассказывает о себе. Дети узнают, что в старину, во времена князей Олега и Владимира скоморохи были самыми почетными гостями на княжеских пирах и народных гуляньях. Тогда не было оркестров народных инструментов, но люди не менее чем сегодня нуждались в музыке. И скоморохи были главными зачинщиками песен и плясок не только на пирах и свадьбах, но и на многолюдных народных сборищах. Они своим весельем, «гудьбой», песнями и плясками не только развлекали толпу, но и заставляли ее подражать себе. Игры, песни, пляски, смех – все это сливалось в одну пеструю, шумную картину!

После этого Скоморох играет с детьми в народные игры, танцует, проводит забавные конкурсы. Следует обратить внимание на то, что скоморохи были не только плясунами и шутниками. Они были мастера на все руки: и циркачи, и артисты, и музыканты. А играли они на гуслях, свирелях и бубнах.

Под русскую народную мелодию дети импровизируют на народных музыкальных инструментах индивидуально, подгруппами, в оркестре. Важно подчеркнуть, что импровизация как принцип работы реализуется во всех формах общения – педагога, детей, музыки. Ее ценность – не умение создавать музыкальные конструкции, а потребность, готовность выразить душевное состояние, важную мысль, впечатления.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Информация по педагогике:

Высшее образование в Украине
Чтобы процесс интеграции системы образования Украины в Европу стал реальностью, нужно провести серьезные реформы в отрасли образования. Украинское высшее образование отличается от европейского. В Европейском Союзе приняты и действуют другие стандарты. Престиж образования, высокой квалификации в Евр ...

Педагогические традиции в обучении пересказу
Пересказ - на первый взгляд, несложное задание. Требуется прочитать текст, запомнить его содержание и рассказать своими словами (вариант задания "пересказ близко к тексту" подразумевает употребление некоторых наиболее ёмких и точных слов и выражений, использованных автором). Но, исходя из ...

Теории и основные подходы к изучению девиантного поведения
Проблема девиантного поведения изучается давно, но, несмотря на это в современном мире она не становится менее актуальной. Предпосылки изучения девиантного поведения были заложены еще в древности. Научный интерес к категории «поведение» проявлялся уже в античности, когда Демокрит, Сократ, Платон, А ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru