Система работы по развитию коммуникативных навыков в сюжетно-ролевой игре

Страница 6

Подводя итоги проведенного нами теоретического анализа научной литературы по теме «развитие коммуникативной культуры у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре» целесообразно отметить, что игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, а также эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально – волевых качеств. В игре реализуются потребность воздействия на мир, складываются другие виды деятельности, которые потом приобретают самостоятельное значение, начинают развиваться произвольное внимание, произвольная память, воображение, рефлексивное мышление.

Нами были рассмотрены основные проблемы общения детей друг с другом к старшему дошкольному возрасту в свете концепции общения. Главной коммуникативной потребностью дошкольника является потребность в соучастии сверстника. Существенно преобразуется характер взаимодействия со сверстником и, соответственно, процесс познания ровесника.

В процессе выявления причин коммуникативных затруднений старших дошкольников нами были подробно изучены понятия общения, коммуникации, коммуникативной культуры, виды общения («контакт масок», примитивное общение, формально-ролевое, деловое, духовное (межличностное), манипулятивное, светское общение), основные средства общения, их структуры.

В результате изучения игры как ведущего вида деятельности в старшем дошкольном возрасте, следует отметить, что в ролевой игре дети отражают окружающее их многообразие. Отражаемая в детских играх действительность становится сюжетом ролевой игры.

Также мы рассмотрели структуру и сущность сюжетно-ролевой игры, игру как средство развития коммуникативной культуры в данном возрасте. В игре осуществляются два вида взаимоотношений – игровые и реальные. Игровые взаимоотношения – это отношения по сюжету и роли, реальные взаимоотношения – это отношения детей как товарищей, которые выполняют общее дело. В совместной игре дети учатся языку общения, взаимопониманию, взаимопомощи, учатся подчинять действия действию других игроков.

Нами были изучены принципы организации сюжетно-ролевой игры, среди которых мы выделили: 1) воспитатель должен играть вместе с детьми 2) воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего детства 3) воспитатель должен ориентировать детей на осуществление игрового действия.

В процессе нашей практической деятельности на этапе констатирующего эксперимента были выявлены проблемы межличностных взаимоотношений в группе, а также низкий уровень инициативности и активности ребят в игровой деятельности, общая эмоциональная напряженность и нестабильность.

В процессе дальнейшей работы, направленной на снятие коммуникативных барьеров, улучшение психологического климата в группе, эмоционального состояния детей через проведение тренинговой работы и цикла сюжетно-ролевых игр, целью которых являлось всестороннее развитие личности ребёнка, расширение возможностей, установления контакта в различных ситуациях общения, отработка навыков понимания других людей, себя, а также взаимоотношений между людьми, овладение навыками эффективного слушания, активизация самопознания и самоактуализации, расширение диапазона творческих способностей.

Подтверждающие наше предположение заключения и выводы мы сформулировали, основываясь на данных полученных в результате тестирований, наблюдений и индивидуальных бесед с воспитателем.

Благополучие прохождение каждого возрастного периода является залогом гармоничного дальнейшего развития личности - это должен знать каждый воспитатель и психолог, занимающийся обучением и всесторонним развитием детей дошкольного возраста. Особое внимание следует уделять формированию и развитию коммуникативных навыков общения, давать возможность дошкольнику реализовывать свою потребность в общении со сверстниками, взрослыми; а от качества и уровня этой реализации в дальнейшем и будет зависеть та моделью поведения, которой ребёнок будет активно пользоваться на протяжении всей жизни.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Информация по педагогике:

Высшее образование в Украине
Чтобы процесс интеграции системы образования Украины в Европу стал реальностью, нужно провести серьезные реформы в отрасли образования. Украинское высшее образование отличается от европейского. В Европейском Союзе приняты и действуют другие стандарты. Престиж образования, высокой квалификации в Евр ...

Психолого-педагогические основы применения современных информационных технологий в экологическом образовании
Развитие информационных технологий обработки, хранения данных (информации) и широкое их использование в сфере образования способствовало появлению термина «технология» в педагогике, где он используется в различных сочетаниях: педагогическая технология, образовательная технология, технология воспита ...

Обоснование использования наглядности и технических средств обучения для обеспечения учебного процесса по дисциплине «История костюма и моды»
В процессе преподавания дисциплины «История костюма и моды» при сообщении обучающимся учебного материала преподаватель широко использует один из важнейших принципов дидактики-принцип наглядности. Принцип наглядности находит отражение в использовании преподавателям наглядных учебных пособий и аудиов ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru