Методические рекомендации по использованию народных примет как средства развития внимания

Образование и педагогика » Народные приметы в курсе "Окружающий мир" как средство развития внимания у младших школьников » Методические рекомендации по использованию народных примет как средства развития внимания

Страница 2

Народные приметы в курсе "Окружающий мир" могут служить средством развития внимания младших школьников. Приметы заставляют детей внимательнее присматриваться к окружающему миру, проводить наблюдения, выявлять закономерности, делиться опытом с товарищами. Хорошо, если в школе есть кружок или факультатив "Юный метеоролог", где учащиеся начальной школы вместе с учителем географии, астрономии или со своим классным руководителем могут подробнее ознакомиться с народными приметами, исследовать их, проверить надежность тех или иных примет для данной местности.

Чтобы успешно развивать внимание средствами народных примет в курсе "Окружающий мир", нужно знать методику развития внимания и быть готовым к трудностям, которые могут возникнуть при работе с учениками младших классов.

Сегодня проблемы связанные с развитием внимания у школьников, как никогда вызывают беспокойство. Многие взрослые жалуются на невнимательность детей, их неумение сосредоточиться. Каждый учитель в своем педагогическом арсенале имеет запас методов привлечения внимания детей к учебному материалу.

Развивающая коррекционная работа не может проходить время от времени, она должна быть систематической и планомерной. Учащиеся с хорошо развитыми психическими процессами более успешны в освоении школьной программы по сравнению со своими сверстниками, чей уровень развития памяти, внимания, восприятия, мышления и речи имеют средний и ниже среднего уровни развития.

По мнению известного психолога П.Я. Гальперина внимание необходимо рассматривать лишь в связи с другими психическими функциями: памятью, мышлением, воображением, восприятием. Проявления внимания нельзя увидеть отдельно от них, в чистом виде, т.к. оно не имеет своего отдельного специфического продукта. Его результатом является улучшение всякой деятельности, к которой оно присоединяется.

Методика развития внимания опирается на следующие принципы:

деятельности - любое развитие происходит в процессе какой-либо деятельности;

психологической комфортности - ребёнок не должен чувствовать свои неудачи;

сотрудничества педагога со школьной психологической службой и родителями;

индивидуальности - необходимо учитывать, что индивидуально-типологические особенности каждого ребёнка позволяют тренировать его внимание лишь в определённых пределах;

последовательности - предлагать упражнения надо начиная с самых простых, постепенно усложняя их по мере овладения;

поэтапности - необходимо сначала включать в учебную деятельность упражнения для развития объёма и концентрированности внимания, затем устойчивости и распределения и, наконец, переключаемости и интенсивности (варианты распределения упражнений для тренировки различных свойств внимания могут быть различными, т.к. психологическая диагностика детей поможет выявить те свойства внимания, развивать которые необходимо в первую очередь);

цикличности - включать развивающие упражнения в уроки необходимо определёнными циклами, продолжительность которых составляет в среднем примерно два месяца. Повторять эти циклы в течение учебного года нужно 2-3 раза.

Черты внимания младших школьников, связанные с возрастными особенностями высшей нервной деятельности детей, усугубляются недостаточной их подготовленностью к учебному труду.

Узкий объем внимания, отсутствие умения распределять его в течение длительного времени между разными делами: смотреть на доску, слушать ответы товарища, указания учителя и еще следить за своей работой в тетради, - некоторые учителя рассматривают обычно как рассеянность, которая недопустима в школе. Действительно, учебная работа требует умения сосредоточиваться, Но ведь у многих детей, только что поступивших в школу, образовавшаяся доминанта крайне слаба. Она образуется с трудом и легко гаснет. На смену быстро исчезающей одной возникает другая. Внимание ребенка скользит с одного предмета на другой, нигде не задерживаясь надолго, отвлекается любым, самым незначительным воздействием извне, так как сила его концентрации пока очень мала.

Первоклассники, а иногда и второклассники часто рассеянны. Причины рассеянности различны. Их необходимо знать, чтобы успешно воспитывать внимание детей.

1. Рассеянность часто является результатом переутомления ребенка. Если он поздно ложится спать, если родители перегружают маленького школьника впечатлениями: разрешают смотреть вечерние телевизионные передачи, часто водят в кино, в гости, - нервная система ребенка перевозбуждается. Он плохо и мало спит и приходит в класс в сонливом состоянии.

2. Рассеянность может быть следствием нарушения правильного дыхания, а значит и снабжения мозга кислородом. Аденоиды (полипы), образовавшиеся в носоглотке, разрастаясь, затрудняют дыхание через нос. Ребенок дышит ртом, и это пагубно сказывается на его работоспособности. Удаление аденоидов ликвидирует постоянную сонливость ребенка, а с ней и его рассеянность.

Страницы: 1 2 3 4

Информация по педагогике:

Структура разрабатываемого портфолио
Для начала перечислим принципы, которые лежат в основе предлагаемой нами концепции электронного портфолио: - электронное портфолио должно соотноситься с ФГОС, его некоторыми концепциями; - механизмы формирования электронного портфолио должны корреспондироваться с ожиданиями педагогической обществен ...

Характеристика подвижной игры как средства физического воспитания детей дошкольного возраста
Подвижные игры различной направленности являются очень эффективным средством комплексного совершенствования двигательных качеств. Они в наибольшей степени позволяют совершенствовать такие качества как ловкость, быстрота, сила, координация и др. При рациональном использовании игра становится эффекти ...

Анализ проблемы взаимодействия в практике работы школ
Описание базы исследования: 1 класс МОУ «НОШ №2» города Магнитогорска. В исследовании приняли участие 28 учащихся. Сроки исследования: учебный год 2009, сентябрь-март. В соответствии с выдвинутой гипотезой «Психолого-педагогические приемы взаимодействия, используемые в учебно-воспитательном процесс ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru