Методические рекомендации по использованию народных примет как средства развития внимания

Образование и педагогика » Народные приметы в курсе "Окружающий мир" как средство развития внимания у младших школьников » Методические рекомендации по использованию народных примет как средства развития внимания

Страница 3

3. Наиболее частой причиной неустойчивости внимания детей является их недостаточная умственная активность. Если ученик пассивно слушает товарищей или длинные объяснения учителя, устойчивость его внимания быстро падает, и он легко отвлекается. Если же дети в классе заняты интересным делом, если работа требует от них не только слушания, но и решения каких-то задач, если дети ведут на уроке активное наблюдение и действуют практически с учебным материалом, внимание их получает огромную поддержку. Считая палочки и составляя узоры, конструируя модель, рисуя иллюстрации к прослушанному рассказу, сравнивая окончания существительных в разных падежах, находя общие и разные признаки в треугольниках разного вида, ребенок думает. Его умственная активность, поддерживаемая практическими действиями, является основой устойчивого внимания. Если учащийся занят однообразной исполнительской работой, а на вопросы учителя имеет давно готовые ответы, внимание его неизбежно будет легко отвлекаться. Внимание поддерживается мышлением. Если на уроке нет пищи для мышления ребенка, для активного думания, учитель не может ожидать и устойчивости внимания детей, сколько бы раз он ни обращался к ним с призывом быть внимательными.

4. Рассеянность может возникнуть и как результат неправильного воспитания детей. Когда не в меру заботливые родители покупают ребенку слишком много книжек и игрушек, рано и часто водят его на выставки, в музеи и театры, ребенок привыкает к постоянной смене впечатлений. Не успевая разобраться в каждом из них, не имея возможности вдуматься в то новое, что ежедневно ему показывает взрослый, ребенок привыкает к легкому, поверхностному знакомству с окружающим. Его внимание становится скользящим. В таких случаях борьба с рассеянностью ребенка требует от педагога умения показать детям уже знакомый им предмет, явление природы с новой для них стороны. Нужно "приоткрыть" ребенку те качества предмета, его особенности и связи, которых дети раньше не видели.

5. Рассеянное внимание - это и негибкое внимание, отсутствие переключаемости, т.е. намеренного переноса внимания с одного предмета на другой, когда это оказывается необходимым. Читая во время перемены приключенческую книгу, некоторые ученики II-IV классов не сразу могут потом включиться в учебную работу. Они кажутся рассеянными только потому, что слишком сосредоточены на другом содержании. Такие факты часто наблюдаются у детей с инертным, флегматическим типом темперамента. На неожиданно заданный вопрос такой ученик отвечает не сразу, хотя и знает материал. Ему нужна пауза, чтобы переключить свое внимание на новое содержание.

Опыт экспериментального обучения в младших классах многих ленинградских школ, а также специальные исследования (Н.Ф. Добрынин, М.Н. Волокитина) показывают, что даже дети I класса способны к достаточно сильному, т.е. концентрированному и устойчивому, вниманию на протяжении всего 45-минутного урока. Но для этого необходимо соблюдать определенные условия организации учебной деятельности детей:

1) Хороший темп урока и продуманная его организация.

Отсутствие "пустого" времени, которое учитель часто тратит на запись на доске, подготовку пособий.

2) Четкость, доступность и краткость пояснений, инструкций, указаний, которые учитель дает до работы и не повторяет во время выполнения детьми задания.

Отсутствие лишних разговоров учителя с классом.

3) Максимальная опора на активную мыслительную деятельность детей (подбор разнообразных и посильных задач на сравнение, обобщение, подбор примеров, выводы).

4) Бережное отношение учителя к вниманию детей.

Громкие замечания отдельным ученикам в то время, когда весь класс уже работает, дополнительные запоздалые пояснения, ненужное хождение учителя по классу быстро нарушают хрупкое внимание учащихся.

5) Разнообразие видов и форм работы, подчиненных основной задаче и теме урока.

6) Включение в учебную работу всех учеников не только во время выполнения письменных заданий, но и при обычных устных упражнениях, активизация инициативы детей: подбор ими разнообразных примеров, способов решения уравнений, объяснений наблюдаемого факта. При этом учитель должен держать в поле своего внимания весь класс.

7) Как дополнительные могут быть использованы для первоклассников некоторые специальные упражнения и дидактические игры на наблюдательность: "Что изменилось?", "В чем ошибка?", "Найди отличие".

Итак:

1. Внимание человека выражает его направленность на что-то. Оно является необходимым условием избирательного отражения человеком какого-то одного объекта из массы объектов, действующих на нервную систему человека в каждый отдельный момент.

Страницы: 1 2 3 4

Информация по педагогике:

Сопровождение ребёнка с особенностями развития в интегрированной группе
В рамках грантового проекта «Создание региональной модели помощи людям с психическими нарушениями развития» создан проект интегрированной группы на базе ДОУ № 227 Советского района. Участниками-разработчиками этого проекта являлись: Красноярский Центр Лечебной Педагогики; Отделение Реабилитации Инв ...

Условия формирования познавательного интереса
Опираясь на огромный опыт прошлого, на специальные исследования и практику современного опыта, можно говорить об условиях, соблюдение которых способствует формированию, развитию и укреплению познавательного интереса учащихся: Первое условие состоит в том чтобы, осуществлять максимальную опору на ак ...

Понятие и законы управления
В широком смысле управление означает руководство чем-либо (или кем-либо). Однако ограничиться такой констатацией недостаточно. Следует раскрыть содержание этого руководства, его сущностные черты. Существует более десятка определений понятия «управление». Смыслы, вкладываемые в понятие «управление» ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru