- нечетком различении звуков, имеющих акустико-артикуляционное сходство.
По акустико-артикуляционному сходству смешиваются обычно следующие фонемы: парные звонкие и глухие согласные; лабиализованные гласные; сонорные; свистящие и шипящие; аффрикаты смешиваются как между собой, так и с любым из своих компонентов. Приводим примеры смещений в письме школьников.
Звонкие и глухие парные согласные в четкой позиции (т.е. исключаются случаи оглушения звонких и озвончения глухих в соответствии с орфоэпическими нормами):
Д - Т — «тавно», «сыдый», «деди», «дрещат», «медёт вьюга», «втрук», «ситит», «блетный», «допетое бревно», «итут домой».
3 — С - «кослик», «вазилёк», «привосит», «река узнула, как в зказке», «звою сумку», «саснуть».
Б — П - «попеда», «бодарил», «просают», «пельё», «балатка», «польшие».
Ж — Ш - «шдёт», «ужибла», «кружился снешок», «жумно», «жишки», «ложадь», «весело шушшали шуки .».
Г — К — «долко», «клавный», «досга», «кокда», «собага», «груглый», «уколок».
В — Ф — «портвель», «ворточка», «картовель», «вавли», «фьюга», «ковта».
Лабиализованные гласные:
О — У — «звенит рочей», «по хрупкумульду», «сизый голобь», «дедошка».
Ё — Ю — «клёква», «лёбит», «замюрзли», «тюплый», «салёт», «самолют», «перелютные птицы», «висело ружью».
Заднеязычные:
Г — К — X — «черёмука», «колгоз», «гороговый», «за голмом». Сонорные:
Р — Л — «хородный», «смерый», «провеляр», «крюч», «лабота».
Й — Л' — «тут бывалети солька» — тут бывает и сойка .
Свистящие и шипящие:
С — Ш — «шиски», «восли», «шушим», «шажали», «пушиштый», «гнёздыско».
3— Ж — «жажгли», «скажал», «излозение», «привежли», «зелезо», «прузына».
С — Щ — «нещёт», «сенок», «сетка».
Аффрикаты:
Ч — Щ — «стущал», «роча», «хичный», «чепки», «пича», «щасто». ц _ Ч-Ц - «сквореч», «граци», «чапля», «процитал», «цястый».
Ч — Т — «черчит», «утитель», «Жутька», «вместе играч»,
Ц – Т - девотька». «пцицы», «цвецет», «Пеця» .
Ц-С - «рельцы», «куриса», «улиса» .
Смешение букв по кинетическому сходству
Исследователи традиционно объясняют любые смешения либо акустико-артикуляционным сходством фонем, либо оптическим сходством букв — равно для чтения и письма. Включение в акт письма еще одного анализатора — двигательного — расценивается лишь как необходимое средство обеспечения технической стороны письма. Между тем, было бы неправильно не учитывать качественную перестройку, которая происходит в ассоциативной цепи слухо-речедвигательных и зрительно-двигательных представлений, обеспечивающих процесс письма. Нам удалось установить новый тип специфических ошибок — смешение букв по кинетическому сходству.
Буквы рукописного шрифта — это различные комбинации определенных элементов, принятых в графической системе данного языка. Мы выделили группу оптически сходных букв славянской графики (их сходство особенно усиливается в условиях скорописи). Затем мы сопоставили пары оптически сходных букв с наиболее часто смешиваемыми (попарно же) буквами в письме школьников; эти последние пары смешиваемых букв не связаны с особенностями произношения и не подпадают ни под одну из известных категорий ошибок. При этом выявлена большая распространенность смешения букв, представленных в правой части таблицы Nil, в то время как смешения оптически сходных букв в письме учащихся массовой школы не обнаруживается.
Рассмотрим примеры смешения в письме букв по кинетическому сходству:
о - а (в ударной позиции) — «бонт», «куполся», «ураки», «глозки», «страйка», «лондыш», «сенокас», «тетродь», «журовль», «на гарку» и мн. др.
Информация по педагогике:
Диагностика уровня сформированности познавательных способностей младших
школьников
Для изучения познавательных способностей детей младшего школьного возраста на базе МАОУ СОШ №12 города Ишима Тюменской области был проведен эксперимент. В эксперименте приняли участие учащиеся 3 «А» и 3 «Б» классов в количестве 22 человека. 3 «А» составил экспериментальную группу, 3 «Б» контрольную ...
Совершенствование организации учебного процесса на основе перехода к
системе зачетных единиц
По мнению проф. Д.Бадарча, одна из причин кризиса традиционной образовательной системы, сформировавшейся в странах, которые расположены на постсоветском пространстве, состоит в глубоко укоренившейся в сознании педагогов и студентов субъект-объектной парадигмы обучения, родоначальником которой был н ...
Предзащита и защита творческих работ
Защита творческих работ учащимися выступает для руководителя показателем успешности и эффективности проделанной им работы. Целями предварительного представления результатов творческой работы для школьников являются систематизация проделанной работы, понимание того, что получено самостоятельно, что ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.