Совокупность психолого-педагогических условий, обеспечивающих эффективность самообразования личности как средства достижения жизненного успеха

Образование и педагогика » Самообразование личности как фактор достижения жизненного успеха » Совокупность психолого-педагогических условий, обеспечивающих эффективность самообразования личности как средства достижения жизненного успеха

Страница 1

Исследование проблемы самообразования личности как средства достижения жизненного успеха, предполагает установить совокупность психолого-педагогических условий, обеспечивающих эффективность этого процесса. Опыт самообразовательной деятельности личности, как было показано выше, детерминирован ее мотивационно-потребностной деятельностью, теми специально-экономическими условиями, в которых она живет и действует. Но чтобы этот опыт успешно развивался в процессе обучения человека, необходимы:

Конкретизация целей самообразования в соответствии с основными задачами, решаемыми в процессе жизненного пути;

Соотношение формируемых у личности умений и навыков самообразования в соответствии со спецификой деятельности конкретных предприятий;

Участие всех субъектов целенаправленной подготовки личности к самообразованию в решении конкретных научно-производственных задач;

Организация совместных разнообразных мероприятий (научно-практические конференции, выставки достижений научно-технического творчества и т.п.), способствующих активизации самообразования личности.

Анализ литературы по проблемам самообразования позволяет сделать вывод о том, что формирование опыта самообразовательной деятельности у студентов сопряжено с необходимостью переноса тяжести с заучивания информации на приобретение навыков самостоятельного ее добывания, с преобладания репродуктивных самостоятельных работ на творческие, на развитие инициативы, активности самой личности, умение получать необходимое образование «через всю жизнь», которое выдвигает новые, более высокого порядка требования по многим аспектам деятельности, чем образования «на всю жизнь» (получаемое в школе, в вузе).

Такая постановка проблемы самообразования означает:

особую динамичность развития содержания образования;

колоссальный объем и разнообразие необходимого содержания образования. Это приводит к тому, что одни только аудиторные занятия в этой системе не в силах осуществить передачу его слушателям;

самообразование должно рассматриваться в качестве одной из целей обучения, поскольку выступает условием соответствия подготовки специалиста к постоянно меняющимся требованиям производства;

специфика обучения в этой системе выражается в ослаблении внешних обратных связей и контроля со стороны преподавателя и предполагает все увеличивающуюся самостоятельность студентов, их возрастающую способность к самоконтролю и к саморегуляции, открывает широкую возможность для самообучения.

Самообразование личности в вузе становится более четким, целенаправленным, чем в школе, так как у большинства студентов, происходит осознание и практическое осуществление жизненных планов.

Процесс приобретения, усвоения и накопления опыта самообразования происходит не стихийно. Здесь проявляется механизм присвоения, суть которого состоит в осуществлении деятельности, адекватности той, которая воплощена в присваиваемом продукте, и в том, что деятельность строится извне теми, кто обучает ей, т.е. преподавателями.

Поэтому возникает задача организации целесообразной познавательной деятельности обучаемых в плане формирования у них опыта самообразовательной деятельности как практической деятельности, направленной на повышение уровня образования, понятие опыта самообразовательной деятельности знаменует собой новое качество личности, характеризующееся усилением познавательных мотивов, таким развитием познавательных и организационных умений, которые могут обеспечить высокий уровень образования. В этом случае опыт самообразовательной деятельности предстает как результат, приобретая форму новых качеств личности.

Поэтому в процессе формирования опыта самообразовательной деятельности возрастает роль самостоятельной работы. В самостоятельной работе, как дидактической категории выделяются две взаимосвязанные стороны. Первая из них, сводится к тому, что самостоятельную работу необходимо рассматривать как учебное задание, которое должен выполнить обучаемый. Вторая – характеризует самостоятельную работу как форму проявления соответствующей деятельности памяти, мышления, творческого воображения обучающегося при выполнении им учебного задания.

Страницы: 1 2 3 4 5

Информация по педагогике:

Характеристика структуры и содержания экзаменационной работы по математике
Работа состоит из трех модулей: «Алгебра», «Геометрия», «Реальная математика». В модули «Алгебра» и «Геометрия» входит две части, соответствующие проверке на базовом и повышенном уровнях, в модуль «Реальная математика» - одна часть, соответствующая проверке на базовом уровне. При проверке базовой м ...

Состояние вопроса в современной российской школе
Для осознанного понимания химических процессов огромное значение имеет представление о химических элементах. Эти вопросы всегда были самыми сложными не только для учащихся, но и для учителей. Учебный материал темы поделен на 4 урока, поскольку давно известно, что на одном уроке нельзя ознакомить уч ...

Методики психолого-педагогического обследования дошкольников
Цель: выявление элементарных образных представлений ребёнка об окружающем мире, логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами мира; умение рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль; для детей от 4 лет. Стимульный материал: картина с изображением бо ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru