Понятие и сущность учебной мотивации студентов учреждений СПО

Страница 8

Существуют общие закономерности изменения мотивации, которые можно назвать механизмами изменения мотивации. Это такие механизмы как сдвиг мотива на цель, сдвиг мотива на средство и механизм принятия и усвоения социальных ролей.

Сдвиг мотива на цель — механизм формирования новых мотивов. В первом случае, работа этого механизма связана: с пониманием учащимся цели и задачи, поставленной педагогом, принятием этой задачи и цели, реализацией цели, решением задачи, получением удовлетворения от процесса и результата, подкреплением в некоторых случаях результатом или похвалой педагога. Итогом становится превращение цели в мотив. Этот мотив может стать постоянным при условии неоднократного повторения ситуаций решения учебных и познавательных задач и достижения соответствующих целей. Внешнезаданные цели, на которые данные действия были направлены, приобретают статус самостоятельного полноценного мотива. Рождается и новый мотив и новая деятельность, а вместе с тем и новые потребности. В другом случае, действия, которые раньше служили для достижения целей, подчиненных какому–то определенному мотиву, могут приобретать самостоятельное значение, как приобретает самостоятельное внутреннее значение ранее внешне заданная цель.

Вторым условием развития учебной и познавательной видов мотивации является система обучения, формирующая обучающегося как активного участника учебной деятельности. Студент, который стремится расширять свою субъектность, усваиваивает новые знания как обобщенные способы действия в предметном и социальном мире. В этих условиях внешние мотивы будут сдвигаться на т.н. внутренние предметные и социальные цели учения, усваиваемые значения будут порождать личностные смыслы, будет формироваться предметная и социальная структуры учебной деятельности.

Педагог может использовать разнообразные приемы формирования и развития учебно-познавательной мотивации:

формирование открытых, доверительных отношений в группе, а также – с учеником;

для осознания и укрепления мотива – создание ситуаций выбора;

использование широких социальных и познавательные мотивов;

создание мотивации достижения и завершения;

общая доброжелательная атмосфера в группе (комфорт);

занимательность и эмоциональность изложения;

проблемность изложения;

возможность применить навыки, умения, в практической деятельности;

реалистичность, достижимость и устойчивость целей;

актуализация реальных потребностей учащегося;

обучение способам и приёмам учиться;

знания;

обучение самооцениванию и самоконтролю;

деятельность должна иметь полную психологическую структуру (понимание целей и задач (постановка); выполнение действий, приемов, способов; самоконтроль и самооценка).

Построение педагогических воздействий с целью изменения мотивации может осуществляться по следующей схеме:

актуализация сложившихся позитивных мотивационных установок, привычных мотивов;

постановка на основе этих мотивов новых целей;

положительное подкрепление мотива при реализации этих целей, создание положительного эмоционального переживания у учащегося;

тем самых мы создаем условия для появления новых мотивов и новых установок;

происходит соподчинение разных мотивов и построение их иерархии;

у ряда мотивов появляются новые качества (устойчивость, самостоятельность);

корректируются дефектные мотивационные установки.

Таким образом, учебная мотивация – это система побуждений, определяющих активность обучающегося и её направленность на овладение способами действий, деятельности технологиями. Учебно-познавательная мотивация обучающегося складывается в учебной и познавательной деятельности, как спонтанной, так и специально организованной. Мотивация является особо важным и специфическим компонентом учебной деятельности, через посредство которого возможно формирование учебно-познавательной деятельности обучающегося в целом.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9

Информация по педагогике:

Коррекционная работа по формированию первоначальных представлений о себе
Можно предположить, что коррекционная работа по формированию у умст­венно отсталого ребенка представлений о себе, развитие форм общения со взрослыми и детьми будут способство­вать возникновению у него потребности к установлению определенных социаль­ных отношений со своими сверстни­ками. Прежде всег ...

Разработка перспективно-тематического плана
Подготовительная работа преподавателя включает два основных этапа: перспективная подготовка - к учебному году, теме и текущая - к уроку. Содержание подготовительной работы на каждом этапе складывается из личной подготовки преподавателя, подготовки учебно-материальной базы и планирования учебного пр ...

Посещение урока в современой педагогике
Урок – основная форма организации учебно – воспитательного процесса. На уроке учащиеся осваивают систему знаний, развивают свои умения и навыки, познавательную самостоятельность и активность. Педагогическая деятельность также осуществляется главным образом на уроке, уровень его подготовки, творческ ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru