Существуют общие закономерности изменения мотивации, которые можно назвать механизмами изменения мотивации. Это такие механизмы как сдвиг мотива на цель, сдвиг мотива на средство и механизм принятия и усвоения социальных ролей.
Сдвиг мотива на цель — механизм формирования новых мотивов. В первом случае, работа этого механизма связана: с пониманием учащимся цели и задачи, поставленной педагогом, принятием этой задачи и цели, реализацией цели, решением задачи, получением удовлетворения от процесса и результата, подкреплением в некоторых случаях результатом или похвалой педагога. Итогом становится превращение цели в мотив. Этот мотив может стать постоянным при условии неоднократного повторения ситуаций решения учебных и познавательных задач и достижения соответствующих целей. Внешнезаданные цели, на которые данные действия были направлены, приобретают статус самостоятельного полноценного мотива. Рождается и новый мотив и новая деятельность, а вместе с тем и новые потребности. В другом случае, действия, которые раньше служили для достижения целей, подчиненных какому–то определенному мотиву, могут приобретать самостоятельное значение, как приобретает самостоятельное внутреннее значение ранее внешне заданная цель.
Вторым условием развития учебной и познавательной видов мотивации является система обучения, формирующая обучающегося как активного участника учебной деятельности. Студент, который стремится расширять свою субъектность, усваиваивает новые знания как обобщенные способы действия в предметном и социальном мире. В этих условиях внешние мотивы будут сдвигаться на т.н. внутренние предметные и социальные цели учения, усваиваемые значения будут порождать личностные смыслы, будет формироваться предметная и социальная структуры учебной деятельности.
Педагог может использовать разнообразные приемы формирования и развития учебно-познавательной мотивации:
формирование открытых, доверительных отношений в группе, а также – с учеником;
для осознания и укрепления мотива – создание ситуаций выбора;
использование широких социальных и познавательные мотивов;
создание мотивации достижения и завершения;
общая доброжелательная атмосфера в группе (комфорт);
занимательность и эмоциональность изложения;
проблемность изложения;
возможность применить навыки, умения, в практической деятельности;
реалистичность, достижимость и устойчивость целей;
актуализация реальных потребностей учащегося;
обучение способам и приёмам учиться;
знания;
обучение самооцениванию и самоконтролю;
деятельность должна иметь полную психологическую структуру (понимание целей и задач (постановка); выполнение действий, приемов, способов; самоконтроль и самооценка).
Построение педагогических воздействий с целью изменения мотивации может осуществляться по следующей схеме:
актуализация сложившихся позитивных мотивационных установок, привычных мотивов;
постановка на основе этих мотивов новых целей;
положительное подкрепление мотива при реализации этих целей, создание положительного эмоционального переживания у учащегося;
тем самых мы создаем условия для появления новых мотивов и новых установок;
происходит соподчинение разных мотивов и построение их иерархии;
у ряда мотивов появляются новые качества (устойчивость, самостоятельность);
корректируются дефектные мотивационные установки.
Таким образом, учебная мотивация – это система побуждений, определяющих активность обучающегося и её направленность на овладение способами действий, деятельности технологиями. Учебно-познавательная мотивация обучающегося складывается в учебной и познавательной деятельности, как спонтанной, так и специально организованной. Мотивация является особо важным и специфическим компонентом учебной деятельности, через посредство которого возможно формирование учебно-познавательной деятельности обучающегося в целом.
Информация по педагогике:
Описание форм взаимодействия ДОУ и семьи в современных условиях
Просвещение родителей, повышение их грамотности в вопросах физического воспитания и укрепления здоровья дошкольников может осуществляться в разнообразных формах. Дошкольные учреждения разнообразны, работают по различным программам и методикам, поэтому разнообразны формы и методы взаимодействия дошк ...
Общая характеристика учебника математики Л.Г. Петерсон для класса
Курс математики Л.Г. Петерсон ориентирован на личностное развитие ребенка, поэтому математические знания рассматриваются не как самоцель, а как средство развития мышления детей, их чувств и эмоций, творческих способностей и мотивов деятельности. Реализация этой цели требует выполнения таких задач: ...
Требования к проведению математической игры
Соблюдение всех требований к проведению математической игры способствует тому, что внеклассное мероприятие по математике пройдет на высоком уровне, оно понравится детям, будут достигнуты все поставленные цели. Учителю во время игры должна принадлежать ведущая роль в ее проведении. Учитель должен сл ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.