Поэтому мы считаем необходимым развести такие понятия как мотивация учения и учебная и познавательная виды мотивации. Учебная мотивация – это система побуждений, определяющих активность учащегося и её направленность на овладение способами действий, деятельности технологиями. Познавательная мотивация – это система побуждений, определяющих активность учащегося и её направленность на знание: понятия, закономерности, законы, алгоритмы и др.
Общий смысл развития и формирования учебной и познавательной видов мотивации обучающихся состоит в том, чтобы переводить обучающихся с уровней отрицательного и безразличного отношения к учению, к зрелым формам положительного отношения к учению – действенному, осознанному, ответственному. Работа над мотивационной сферой обучающегося сосредоточена на осознании обучающимся того, ради чего он обучается и что его побуждает к учению, и прежде всего это интерес к способам деятельности и инструментальной основе деятельности. Основное содержание формируемых мотивов: учебные мотивы, познавательные мотивы, мотивы учебно-познавательной деятельности (например, широкие социальные или мотивы саморазвития и др.). Важно влиять на все компоненты мотивационной сферы и все стороны умения учиться. А именно:
– потребности (формируя состояния зависимости и, соответственно, потребности в новой информации и новых способах действия, деятельности);
– мотивы (зависимость от определённых форм удовлетворения потребностей в познании и учении: чтение, обсуждение прочитанного, общение, дискуссии, совместная деятельность и др.);
– цели и их качества (перманентно формулируемые, посильной сложности и трудности, вербально выраженные и др.);
– переживания (позитивные эмоциональные установки, устойчивые, избирательные, регулирующие деятельность);
– действенное обеспечение мотивации: соединение учебной и познавательной мотивации с произвольными и волевыми механизмами регуляции учебно-познавательной деятельности, с намерением реализовать мотивацию;
формирование зависимости от материализованного или материального продукта учебно-познавательной деятельности, включённой в в контекст трудовой деятельности.
Таблица 2. Основное содержание формируемых мотивов
Виды мотивов | |||
Учебные мотивы, которые характеризуются направленностью на овладение способами действия, деятельности |
Познавательные мотивы, которые характеризуются направленностью на освоение информации, на знание: понятия, закона, алгоритма и др. |
Иные мотивы учебно-познавательной деятельности: широкие социальные или мотивы самообразования, саморазвития, самореализации | |
Качества мотивов | |||
Преднамеренность, произвольность, волевое управление мотивами |
Сознательность, концентрированность, вербализованность |
Долговременность, устойчивость (пространственная и временная протяженность) | |
Уровни мотивов | |||
Критерий – средоточие управления: Непроизвольные; Внешне управляемые; Внутренне управляемые; Творчески преобразуемые, интеграция внешних требований и внутренних мотивов. |
Критерий – степень сознательности и управляемости: Неосознаваемые; Понимаемые, принимаемые; Самостоятельно формулируемые, осознанные; Синтез спонтанности и сознательности | ||
Информация по педагогике:
Пример лабораторной работы по электротехнике
Лабораторная работа «Исследование структурной схемы автоматического контроля, управления и регулирования» I. Цель работы: Классификация электроизмерительных приборов. Условные обозначения в схемах управления. II. Общие положения. Сущность и значение электрических измерений. Системы приборов. Расшиф ...
Психофизиологические основы формирования оздоровительной направленности
физического воспитания дошкольников
Согласно классической педагогической периодизации, заложенной в структуре отечественных образовательных учреждений, к младшему дошкольному возрасту относят определенную возрастную ступень физического и психического развития детей от 2 до 4лет . Физическое развитие - это процесс становления, формиро ...
Теоретические концепции социально-педагогического менеджмента
Научными источниками и основными составными частями менеджмента в социальной сфере являются социология и теория менеджмента. Несмотря на то, что само управление старо как мир, идея управления как научной дисциплины, области исследования, профессии относительно нова. Управление было признано самосто ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.