Понятие и сущность учебной мотивации студентов учреждений СПО

Страница 7

Поэтому мы считаем необходимым развести такие понятия как мотивация учения и учебная и познавательная виды мотивации. Учебная мотивация – это система побуждений, определяющих активность учащегося и её направленность на овладение способами действий, деятельности технологиями. Познавательная мотивация – это система побуждений, определяющих активность учащегося и её направленность на знание: понятия, закономерности, законы, алгоритмы и др.

Общий смысл развития и формирования учебной и познавательной видов мотивации обучающихся состоит в том, чтобы переводить обучающихся с уровней отрицательного и безразличного отношения к учению, к зрелым формам положительного отношения к учению – действенному, осознанному, ответственному. Работа над мотивационной сферой обучающегося сосредоточена на осознании обучающимся того, ради чего он обучается и что его побуждает к учению, и прежде всего это интерес к способам деятельности и инструментальной основе деятельности. Основное содержание формируемых мотивов: учебные мотивы, познавательные мотивы, мотивы учебно-познавательной деятельности (например, широкие социальные или мотивы саморазвития и др.). Важно влиять на все компоненты мотивационной сферы и все стороны умения учиться. А именно:

– потребности (формируя состояния зависимости и, соответственно, потребности в новой информации и новых способах действия, деятельности);

– мотивы (зависимость от определённых форм удовлетворения потребностей в познании и учении: чтение, обсуждение прочитанного, общение, дискуссии, совместная деятельность и др.);

– цели и их качества (перманентно формулируемые, посильной сложности и трудности, вербально выраженные и др.);

– переживания (позитивные эмоциональные установки, устойчивые, избирательные, регулирующие деятельность);

– действенное обеспечение мотивации: соединение учебной и познавательной мотивации с произвольными и волевыми механизмами регуляции учебно-познавательной деятельности, с намерением реализовать мотивацию;

формирование зависимости от материализованного или материального продукта учебно-познавательной деятельности, включённой в в контекст трудовой деятельности.

Таблица 2. Основное содержание формируемых мотивов

Виды мотивов

Учебные мотивы, которые характеризуются направленностью на овладение способами действия, деятельности

Познавательные мотивы, которые характеризуются направленностью на освоение информации, на знание: понятия, закона, алгоритма и др.

Иные мотивы учебно-познавательной деятельности: широкие социальные или мотивы самообразования, саморазвития, самореализации

Качества мотивов

Преднамеренность, произвольность, волевое управление мотивами

Сознательность, концентрированность, вербализованность

Долговременность, устойчивость (пространственная и временная протяженность)

Уровни мотивов

Критерий – средоточие управления:

Непроизвольные;

Внешне управляемые;

Внутренне управляемые;

Творчески преобразуемые, интеграция внешних требований и внутренних мотивов.

Критерий – степень сознательности и управляемости:

Неосознаваемые;

Понимаемые, принимаемые;

Самостоятельно формулируемые, осознанные;

Синтез спонтанности и сознательности

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9

Информация по педагогике:

Социально-педагогические технологии профессиональной ориентации старшеклассников
Современная социально-экономическая ситуация в стране характеризуется разномасштабными преобразованиями во всех сферах жизни, что сопровождается активными процессами разрушения привычных взглядов, убеждений, установок, ценностных ориентации и замещения их новыми. В профессиональной сфере это проявл ...

Организация воспитательного процесса
В программе «Школа 2000…» реализуется гуманистический подход к воспитанию, провозглашающий как наивысшую ценность приоритет свободного развития и самореализации личности ребенка на основе идеалов любви, справедливости, добра и в гармоничном сочетании с ценностями и интересами общества. На этапе нач ...

Характеристика стилей межличностного общения. Педагогическое общение
Индивидуальное своеобразие педагога, его неповторимость определяют стилевые особенности деятельности, которые связываются с конкретными способами ее осуществления. Каждый педагог склонен максимально использовать свои индивидуальные особенности, обеспечивающие успех в деятельности, и преодолевать те ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru