Понятие и сущность учебной мотивации студентов учреждений СПО

Страница 7

Поэтому мы считаем необходимым развести такие понятия как мотивация учения и учебная и познавательная виды мотивации. Учебная мотивация – это система побуждений, определяющих активность учащегося и её направленность на овладение способами действий, деятельности технологиями. Познавательная мотивация – это система побуждений, определяющих активность учащегося и её направленность на знание: понятия, закономерности, законы, алгоритмы и др.

Общий смысл развития и формирования учебной и познавательной видов мотивации обучающихся состоит в том, чтобы переводить обучающихся с уровней отрицательного и безразличного отношения к учению, к зрелым формам положительного отношения к учению – действенному, осознанному, ответственному. Работа над мотивационной сферой обучающегося сосредоточена на осознании обучающимся того, ради чего он обучается и что его побуждает к учению, и прежде всего это интерес к способам деятельности и инструментальной основе деятельности. Основное содержание формируемых мотивов: учебные мотивы, познавательные мотивы, мотивы учебно-познавательной деятельности (например, широкие социальные или мотивы саморазвития и др.). Важно влиять на все компоненты мотивационной сферы и все стороны умения учиться. А именно:

– потребности (формируя состояния зависимости и, соответственно, потребности в новой информации и новых способах действия, деятельности);

– мотивы (зависимость от определённых форм удовлетворения потребностей в познании и учении: чтение, обсуждение прочитанного, общение, дискуссии, совместная деятельность и др.);

– цели и их качества (перманентно формулируемые, посильной сложности и трудности, вербально выраженные и др.);

– переживания (позитивные эмоциональные установки, устойчивые, избирательные, регулирующие деятельность);

– действенное обеспечение мотивации: соединение учебной и познавательной мотивации с произвольными и волевыми механизмами регуляции учебно-познавательной деятельности, с намерением реализовать мотивацию;

формирование зависимости от материализованного или материального продукта учебно-познавательной деятельности, включённой в в контекст трудовой деятельности.

Таблица 2. Основное содержание формируемых мотивов

Виды мотивов

Учебные мотивы, которые характеризуются направленностью на овладение способами действия, деятельности

Познавательные мотивы, которые характеризуются направленностью на освоение информации, на знание: понятия, закона, алгоритма и др.

Иные мотивы учебно-познавательной деятельности: широкие социальные или мотивы самообразования, саморазвития, самореализации

Качества мотивов

Преднамеренность, произвольность, волевое управление мотивами

Сознательность, концентрированность, вербализованность

Долговременность, устойчивость (пространственная и временная протяженность)

Уровни мотивов

Критерий – средоточие управления:

Непроизвольные;

Внешне управляемые;

Внутренне управляемые;

Творчески преобразуемые, интеграция внешних требований и внутренних мотивов.

Критерий – степень сознательности и управляемости:

Неосознаваемые;

Понимаемые, принимаемые;

Самостоятельно формулируемые, осознанные;

Синтез спонтанности и сознательности

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9

Информация по педагогике:

Чрезмерная активность школьников
Чрезмерная активность-это еще не психическое расстройство. Однако иногда она сопровождается серьезными задержками эмоционального, умственного интеллектуального развития. Нередко такое поведение чревато стрессами и может привести к перевозбуждению. Чрезмерная активность наблюдается у 5-8% мальчиков ...

Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения
Актуальность проблемы адаптации детей к детскому саду на современном этапе очень высока. С одной стороны, существующие экономические отношения вынуждают большинство родителей сразу после рождения ребенка выходить на работу, с другой» – все шире распространяющийся личностно-ориентировочный подход к ...

Сущность понятия «исследовательская деятельность» и ее значение в развитии дошкольников
«Исследовательская деятельность – характеризуется воспроизводимостью, доказательностью; имеется два уровня – эмпирический и теоретический. Наиболее распространенной является деление исследований на фундаментальные и прикладные, количественные и качественные, уникальные и комплексные». «Детская иссл ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru