Понятие и сущность учебной мотивации студентов учреждений СПО

Страница 6

Различают объективную цель, заданную извне и субъективную, или внутреннюю цель (самостоятельно поставленную обучающимся или принятую извне. Возрастные особенности вносят существенные коррективы в целеобразование. Так некоторые обучающиеся при самостоятельной постановке целей испытывают значительные трудности. Принятие и удержание цели, которая задается педагогом или родителями, также сложны для них. Цель, поставленная учащимся самостоятельно, усиливает мотивацию, создает позитивное настроение и удерживается дольше. Цель, заданная извне, вызывает меньшую активность учащегося, имеет меньшую побудительную силу.

Осознание цели заключается в четком понимании:

1) будущего результата деятельности;

2) перспектив, которые связаны с достижением цели;

3) побочных последствий;

4) возможности или невозможности достижения цели;

5) иерархии целей, т.е. какие из них являются более важными, а какие - второстепенными;

6) отношения целей к способностям (легкие и сложные цели);

7) отношения цели к предыдущему результату;

8) средства достижения цели.

При продвижении к цели важно отмечать даже незначительные промежуточные результаты, прогресс, позитивные изменения в работе. Это усиливает мотивацию к деятельности, увеличивает активность. Для этого необходимо, чтобы обучающийся четко осознавал, что он умеет делать и что необходимо сделать и мог количественно измерить свои достижения, результаты своей работы. Возможность количественно оценить результаты работы (в баллах, процентах) облегчает оценку сравнения результатов деятельности и вызывает стремление улучшить предыдущее достижение.

К внутренним мотивам относят такие мотивы, которые побуждают обучающегося к учению как к своей внутренне принятой цели. Учебные ситуации с такими мотивами не содержат внутреннего конфликта. Усилия в этом случае направлены на преодоление внешних препятствий, а не на борьбу с самим собой. Такие ситуации оптимальны с педагогической точки зрения. Создание их - важная задача учителя.

Положение о том, что внутренняя мотивация учения является наиболее естественной, ведущей к наилучшим результатам в процессе обучения не требует специального доказательства. При этом к внутренним мотивам учения относят обычно непосредственную заинтересованность учащегося в способах действия, технологиях и алгоритмах и в достижении результата учения. В то же время учебный процесс в значительной степени побуждается и другими внешними мотивирующими факторами. Необходимо отметить, что учебная деятельность учащегося полимотивирована. Одной из основных задач педагога является повышение в мотивационных структурах учащегося удельного веса внутренней мотивации учения.

Мотивация внутреннего типа, характеризующаяся социализованным личностным смыслом,— это реальная внутренняя мотивация развития. Она является необходимым фактором построения внутренне гармоничной предметной структуры учебной деятельности, оптимальным образом организующей весь процесс ее реализации. При доминировании внешних мотивов создается неадекватная структура, которую трудно назвать учебной деятельностью. Учебная цель и реально действующий внешний мотив учения оказываются отделенными т. е. расходятся. Доминирование индивидуализованного личностного смысла ведет к тому, что социальные, объективные формы контроля и оценки замещаются сугубо индивидуальными, субъективными. Вместе с целью учения может вытесняться и учитель как субъект совместной деятельности, как носитель значения учения.

К наиболее выраженным типам внутренних мотивов учения принадлежат такие, как: творческое развитие в предмете учения; действие вместе с другими и для других; познание нового, неизвестного. Такие мотивы, как понимание необходимости учения для жизни, процесс учения как возможность общения, мотив похвалы от значимых лиц, являются вполне естественными и полезными в учебном процессе, хотя их уже нельзя отнести полностью к внутренним формам учебной мотивации. По-видимому, еще больше насыщены внешними моментами такие мотивы, как учеба как вынужденный долг; учебы как привычное функционирование; учеба ради лидерства и престижных моментов; демонстративность, стремление оказаться в центре внимания. Эти мотивационные факторы могут оказывать и заметное негативное влияние на характер и результаты учебного процесса. И, вероятно, наиболее сильно извращаю внутреннюю структуру учебной и познавательной мотивации такие установки как учеба ради материального вознаграждения и избегание неудач как мотив учения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Информация по педагогике:

Профессионально-педагогическая культура педагога профессионального обучения
Сущность профессионально-педагогической культуры Для того чтобы определить сущность понятия «профессионально-педагогическая культура», целесообразно рассмотреть такие понятия, как «профессиональная культура» и «педагогическая культура». Профессиональная деятельность как социально-культурное явление ...

Психолого-педагогические основы познавательного интереса
Сегодня нужен человек не только потребляющий знания, но и умеющий их добывать. Нестандартные ситуации наших дней требуют от нас широты интереса. Интерес - это реальная причина действий, ощущаемая человеком как особо важная. Он является одним из постоянных сильнодействующих мотивов деятельности. Инт ...

Виды универсальных учебных действий
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3) познавательный; 4) коммуникативный. Личностные действия обеспечивают ценностно-смысло ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru