Рассмотрим особенности деятельности обучающегося в зависимости от общей направленности мотивации (таблица 1).
Таблица 1. Зависимость деятельности от общей направленности мотивации (Д.Маклеланд, Х.Хекхаузен)
Характеристики деятельности |
Дети с мотивацией (мотивом) | |
Стремление к успеху. Позитивные переживания |
Избегание неудач. Негативные переживания | |
Ситуации достижения, задачи деятельности |
В поиске ситуаций достижения, задач деятельности |
Избегают ситуаций достижения, задач деятельности |
Цель |
Выбирают цели посильные, выше средней трудности. Потребность достичь цели. Ожидание успеха. Позитивные переживания |
Выбирают очень легкие или очень трудные цели. Потребность избежать неудачи. Ожидание неудачи. Негативные переживания |
Действие |
Проявляют настойчивость и самостоятельность. Осуществляют инструментальные действия, направленные на достижение цели. Позитивные переживания |
Имеют склонностью к поиску помощи в любой деятельности. Осуществляют действия, направленные на избегание неудачи. Негативные переживания |
Результат (оценивается в связи с уровнем притязаний) |
Эффективны: в случае неудачи – снижают, в случае победы – повышают трудность задачи |
Успех приводит их к выбору легкой цели, неудача - к выбору более трудной цели. Как неудача расценивается любой результат, не совпадающий с образцом |
Оценка окружающих |
Поиск обратной связи. Отсутствие страха критики, предпочтение критической оценки. Критика рассматривается как возможность для дальнейшего совершенствования продукта деятельности |
Игнорирование. Страх перед оценкой окружающих. Страх критической оценки |
Самооценка и атрибуция причин |
Реалистична и устойчива. Успех считают своим, неудачу относят за счет обстоятельств |
Завышенная, заниженная, неустойчивая. Успех относят за счет обстоятельств, неудачу – на свой счет (недостаток способностей) |
Планирование временной перспективы |
Реалистичное, у детей с высоким уровнем достижений – долгосрочное |
Узкое или очень глобальное; у детей с высоким уровнем мотивации избегание – отклонение от умеренного планирования |
Структурные элементы мотивации по своим проявлениям и функциям могут быть разделены на:
потребности – источники активности обучающегося;
мотивы – причины, определяющие выбор направленности поведения;
цели, т.е. то, на что направлена активность учащегося;
переживания – регуляторы поведения обучающегося, окрашивающие собой все структурные элементы мотивации.
Первый структурный элемент мотивации, который мы рассмотрим более подробно это потребность. Но это не означает, что генетически какая либо потребность была первичной по отношению к соответствующей ей цели или мотиву. Потребность - это состояние зависимости, нужды от объектов и явлений действительности, необходимых для существования и развития учащегося и выступающее источником его активности. Существуют разнообразные классификаций видов потребностей. В качестве основания классификаций выступают: сферы деятельности; объект потребности; функциональная роль; субъект потребности; уровень потребности, содержание.
Информация по педагогике:
Концепция Гербарта о развитии способностей
Формирование нравственного человека - ядро идеи о гармоническом развитии всех способностей. Он считал, что обучение без нравственного воспитания есть средство без цели. Нравственное воспитание (дисциплина) всякое непосредственное влияние на характер воспитанника с целью облагораживания его нрава и ...
Условия проведения экзамена и проверки работ
На экзамене в аудиторию не допускаются специалисты по математике. Использование единой инструкции по проведению экзамена позволяет обеспечить соблюдение единых условий без привлечения лиц со специальным образованием по данному предмету. Учащимся в начале экзамена выдается полный текст работы. Ответ ...
Методический подход к реализации приемов взаимодействия
Стратегии повышения самоуважения строятся на принципе замены неприемлемых способов взаимодействия более приемлемыми. Как сделать это? Как помогать ученикам устанавливать нормальные отношения с учителем и чувствовать свою коммуникативную состоятельность? Первым шагом к правильному выбору мы считаем ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.