Законы и принципы внутришкольного управления

Страница 1

В системе образования общеобразовательная школа выступает объектом внутришкольного управления. Следовательно, мы можем говорить об управлении школой и ее отдельными компонентами или частями, выступающими подсистемами более общей системы общеобразовательной школы. Такими подсистемами являются целостный педагогический процесс, классно-урочная система, система воспитательной работы школы, система эстетического воспитания учащихся, система профориентационной работы и др. частные случаи управления отдельными школьными подсистемами, и составляют сущность и содержание внутришкольного управления.

Таким образом, внутришкольное управление - это управление, осуществляемое субъектами, являющимися частью школьного сообщества, находящимися внутри школы.

Закономерности управления школой представляет собой отражение наиболее прочных, существенных, общих, необходимых, повторяющихся, объектниных связей и отношений, возникающих и проявляющихся в ходе осуществления управленческой практики. К числу основных закономерностей специалисты относят такие как:

- зависимость эффективности функционирования системы управления учебно-воспитательной работы от уровня структурно-функциональных связей между субъектом и объектом управления;

- обусловленность содержания и методов управления учебно-воспитательной работой, содержанием и методами организации педагогического процесса в школе и др.

Ю.А.Конаржевский в числе ведущих закономерностей внутришкольного управления называет аналитичность, целесообразность, гуманистичность, демократичность управления и готовность школьных руководителей к различным видам управленческой деятельности. В основе управления педагогическим коллективом, прежде всего, лежат две закономерности: гуманистичность управления и его демократичность.

Школа является учреждением, в котором в результате коллективного труда педагогов формируется и развивается личность ученика, поэтому внутришкольное управление сориентировано на человека и носить гуманистический характер, выражающийся в отношениях сотрудничества на основе уважения к человеку и доверия к нему. Действительно, чем выше уровень сотрудничества внутри аппарата управления, между администрацией и учителями, тем глубже и устойчивее будет гуманизация отношений между педагогами и учащимися. Насколько полно руководитель школы овладеет гуманистическими принципами управления, научится «дирижировать связями между учителями, между педагогами и учениками на основе сотрудничества, настолько эффективно будет решаться задача по формированию и развитию личности учащихся.

Перевод внутришкольного управления на демократическую основу возможен лишь при условии активного и инициативного включения в этот процесс учителей и учащихся (ученическое самоуправление) при максимальном расширении горизонтальных и сокращении вертикальных связей. В основе этой закономерности лежит единство и борьба противоположностей. Так как внутренняя структура любой социальной системы как объекта управления отражает две тенденции: разделение и соединение, управление ими решает две задачи: обеспечивает создание из отдельных элементов и подсистем единого целого и учитывает его специфику, но уже как части системы более высокого уровня организации. Это достигается посредством использования централизма. Однако школа состоит из элементов с относительно самостоятельными функциями каждого из них. Определенное стремление к децентрализации и самостоятельности элементов обусловливается различными условиями их функционирования, различными их сущностными характеристиками. Относительная самостоятельность элементов и подсистем должна реализовываться в демократизации управления с последующим уменьшением его центростремительных тенденций, усилением самодеятельности, самостоятельности и творческой инициативы элементов.

Страницы: 1 2 3

Информация по педагогике:

Понятие «универсальные учебные действия»
Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного ус ...

Формы дистанционного образования
Методы и средства обучения относятся к сущностным характеристикам дидактического процесса. Они могут обеспечить достижение требуемых целей обучения, если будет в наличии необходимая для этого материально-техническая база, а преподавателю предоставят право выбора организационной стороны обучения, т. ...

Организационно-технологические модели дистанционного образования
Единичная медиа - использование какого-либо одного средства обучения и канала передачи информации. Например, обучение через переписку, учебные радио- или телепередачи. В этой модели доминирующим средством обучения является, как правило, печатный материал. Практически отсутствует двусторонняя коммун ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru