Законы и принципы внутришкольного управления

Страница 1

В системе образования общеобразовательная школа выступает объектом внутришкольного управления. Следовательно, мы можем говорить об управлении школой и ее отдельными компонентами или частями, выступающими подсистемами более общей системы общеобразовательной школы. Такими подсистемами являются целостный педагогический процесс, классно-урочная система, система воспитательной работы школы, система эстетического воспитания учащихся, система профориентационной работы и др. частные случаи управления отдельными школьными подсистемами, и составляют сущность и содержание внутришкольного управления.

Таким образом, внутришкольное управление - это управление, осуществляемое субъектами, являющимися частью школьного сообщества, находящимися внутри школы.

Закономерности управления школой представляет собой отражение наиболее прочных, существенных, общих, необходимых, повторяющихся, объектниных связей и отношений, возникающих и проявляющихся в ходе осуществления управленческой практики. К числу основных закономерностей специалисты относят такие как:

- зависимость эффективности функционирования системы управления учебно-воспитательной работы от уровня структурно-функциональных связей между субъектом и объектом управления;

- обусловленность содержания и методов управления учебно-воспитательной работой, содержанием и методами организации педагогического процесса в школе и др.

Ю.А.Конаржевский в числе ведущих закономерностей внутришкольного управления называет аналитичность, целесообразность, гуманистичность, демократичность управления и готовность школьных руководителей к различным видам управленческой деятельности. В основе управления педагогическим коллективом, прежде всего, лежат две закономерности: гуманистичность управления и его демократичность.

Школа является учреждением, в котором в результате коллективного труда педагогов формируется и развивается личность ученика, поэтому внутришкольное управление сориентировано на человека и носить гуманистический характер, выражающийся в отношениях сотрудничества на основе уважения к человеку и доверия к нему. Действительно, чем выше уровень сотрудничества внутри аппарата управления, между администрацией и учителями, тем глубже и устойчивее будет гуманизация отношений между педагогами и учащимися. Насколько полно руководитель школы овладеет гуманистическими принципами управления, научится «дирижировать связями между учителями, между педагогами и учениками на основе сотрудничества, настолько эффективно будет решаться задача по формированию и развитию личности учащихся.

Перевод внутришкольного управления на демократическую основу возможен лишь при условии активного и инициативного включения в этот процесс учителей и учащихся (ученическое самоуправление) при максимальном расширении горизонтальных и сокращении вертикальных связей. В основе этой закономерности лежит единство и борьба противоположностей. Так как внутренняя структура любой социальной системы как объекта управления отражает две тенденции: разделение и соединение, управление ими решает две задачи: обеспечивает создание из отдельных элементов и подсистем единого целого и учитывает его специфику, но уже как части системы более высокого уровня организации. Это достигается посредством использования централизма. Однако школа состоит из элементов с относительно самостоятельными функциями каждого из них. Определенное стремление к децентрализации и самостоятельности элементов обусловливается различными условиями их функционирования, различными их сущностными характеристиками. Относительная самостоятельность элементов и подсистем должна реализовываться в демократизации управления с последующим уменьшением его центростремительных тенденций, усилением самодеятельности, самостоятельности и творческой инициативы элементов.

Страницы: 1 2 3

Информация по педагогике:

Концепция Гербарта о развитии способностей
Формирование нравственного человека - ядро идеи о гармоническом развитии всех способностей. Он считал, что обучение без нравственного воспитания есть средство без цели. Нравственное воспитание (дисциплина) всякое непосредственное влияние на характер воспитанника с целью облагораживания его нрава и ...

Методика разработки и структура образовательных проектов в физическом воспитании школьников
В настоящее время проектирование является актуально значимым понятием в педагогике и образовательной практике. Его появление и успешная экспансия в образовательном пространстве связаны с именами таких ученых и методологов, как Н.Г. Алексеев, О.С. Анисимов, Ю.В. Громыко, В.П. Беспалько, В.В. Давыдов ...

Коррекция стилей педагогического общения
Профессиональная деятельность учителя включает в себя, как обязательный элемент, общение с учениками, их родителями, коллегами по работе, руководством школы. Процесс педагогического общения имеет определенную структуру. Ведущая ее составляющая – позиционное взаимодействие. Другими словами, в зависи ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru