Законы и принципы внутришкольного управления

Страница 1

В системе образования общеобразовательная школа выступает объектом внутришкольного управления. Следовательно, мы можем говорить об управлении школой и ее отдельными компонентами или частями, выступающими подсистемами более общей системы общеобразовательной школы. Такими подсистемами являются целостный педагогический процесс, классно-урочная система, система воспитательной работы школы, система эстетического воспитания учащихся, система профориентационной работы и др. частные случаи управления отдельными школьными подсистемами, и составляют сущность и содержание внутришкольного управления.

Таким образом, внутришкольное управление - это управление, осуществляемое субъектами, являющимися частью школьного сообщества, находящимися внутри школы.

Закономерности управления школой представляет собой отражение наиболее прочных, существенных, общих, необходимых, повторяющихся, объектниных связей и отношений, возникающих и проявляющихся в ходе осуществления управленческой практики. К числу основных закономерностей специалисты относят такие как:

- зависимость эффективности функционирования системы управления учебно-воспитательной работы от уровня структурно-функциональных связей между субъектом и объектом управления;

- обусловленность содержания и методов управления учебно-воспитательной работой, содержанием и методами организации педагогического процесса в школе и др.

Ю.А.Конаржевский в числе ведущих закономерностей внутришкольного управления называет аналитичность, целесообразность, гуманистичность, демократичность управления и готовность школьных руководителей к различным видам управленческой деятельности. В основе управления педагогическим коллективом, прежде всего, лежат две закономерности: гуманистичность управления и его демократичность.

Школа является учреждением, в котором в результате коллективного труда педагогов формируется и развивается личность ученика, поэтому внутришкольное управление сориентировано на человека и носить гуманистический характер, выражающийся в отношениях сотрудничества на основе уважения к человеку и доверия к нему. Действительно, чем выше уровень сотрудничества внутри аппарата управления, между администрацией и учителями, тем глубже и устойчивее будет гуманизация отношений между педагогами и учащимися. Насколько полно руководитель школы овладеет гуманистическими принципами управления, научится «дирижировать связями между учителями, между педагогами и учениками на основе сотрудничества, настолько эффективно будет решаться задача по формированию и развитию личности учащихся.

Перевод внутришкольного управления на демократическую основу возможен лишь при условии активного и инициативного включения в этот процесс учителей и учащихся (ученическое самоуправление) при максимальном расширении горизонтальных и сокращении вертикальных связей. В основе этой закономерности лежит единство и борьба противоположностей. Так как внутренняя структура любой социальной системы как объекта управления отражает две тенденции: разделение и соединение, управление ими решает две задачи: обеспечивает создание из отдельных элементов и подсистем единого целого и учитывает его специфику, но уже как части системы более высокого уровня организации. Это достигается посредством использования централизма. Однако школа состоит из элементов с относительно самостоятельными функциями каждого из них. Определенное стремление к децентрализации и самостоятельности элементов обусловливается различными условиями их функционирования, различными их сущностными характеристиками. Относительная самостоятельность элементов и подсистем должна реализовываться в демократизации управления с последующим уменьшением его центростремительных тенденций, усилением самодеятельности, самостоятельности и творческой инициативы элементов.

Страницы: 1 2 3

Информация по педагогике:

Анализ интеллектуальных умений умственно отсталых воспитанников в процессе осуществления заданий по ручному труду
Для проведения коррекционной работы требуется специально организованная предметно- пространственная развивающая среда: функциональные и ориентированные игрушки и пособия для развития сенсомоторных функций, пособия и материалы для развития мелкой моторики, кабинет труда должен быть оснащен по аналог ...

Теоретические основы обучения математике в развивающей программе «Школа 2000…»
Понятие множества является одним из основных понятий математики и поэтому не определяется через другие. Его поясняют на примерах. Так, можно говорить о множестве букв в некотором слове, о множестве однозначных чисел. Объекты, из которых образуется множество, называют его элементами. В математике из ...

Понятие и сущность учебной мотивации студентов учреждений СПО
Формирование учебной мотивации является основой становления компетентного специалиста, который постоянно усовершенствует свои навыки, улучшает знания, развивается. Неверно говорить об учебной мотивации, не затронув такое базисное понятие как "развитие". В философских словарях "развит ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru