Законы и принципы внутришкольного управления

Страница 2

Опора на эту закономерность обязательно требует такого стиля управления, который в условиях школы должен выражаться в создании постоянной ситуации, когда все или почт все учителя, а там где это возможно, и учащиеся, будут принимать активное участие в решении проблем, возникающих в школе в ходе их деятельности. Но гуманистичность и демократичность управлением школой могут быть обеспечены лишь при условии его высокого аналитического уровня.

Принципы являются конкретным проявлением и отражением закономерностей внутришкольного управления. Традиционная классификация объединяет следующие организационные принципы управления в образовании:

- принцип оптимального соотношения централизации и децентрализации;

- принцип демократизации и гуманизации;

- принцип единства коллегиальности и единоначалия;

- принцип рационального сочетания прав, обязанностей, ответственности;

- принцип конкретного целеполагания;

- принцип целенаправленности;

- принцип кооперации и разделения труда;

- принцип функционального подхода.

Директора школ при выполнении своих управленческих функций должен руководствоваться, по крайне мере, следующими принципами.

Принцип демократизации и гуманизации управления предполагает развитие самодеятельности и инициативы руководителей, учителей, учащихся, родителей. Это возможно при условии открытости обсуждения и принятия управленческих решений: выборность руководителей школы, введение конкурсного избрания и контрактной системы в отборе педагогических кадров – проявление демократических начал в управлении.

Гласность в управлении школой основывается на открытости, доступности информации. На утверждение демократизации в школе способствуют регулярные отчеты администрации, совета школы перед общешкольным коллективом и общественностью, предоставление возможности для учителей и учащихся принимать участие в их обсуждении и высказывать свою точку зрения по вопросам школьной жизни.

Управление школой предполагает сотрудничество, соуправление, самоуправление. В каждом управленческом решении необходимо видеть личность учителя и ученика. Гуманизация управления в образовании – это обращенность к личности, уважение достоинства человека и доверие ему. Утверждение субъект-субъектных отношений, переход от монолога к диалогу в педагогической деятельности - конкретные формы проявления гуманизации процесса обучения и воспитания.

Принцип системности и целостности в управлении основан на понимании системной природы педагогического процесса. Методология системного подхода в управлении школой побуждает руководителя иметь ясное представление о школе как о системе, ее основных признаках, видеть не только ее основные части, но и те связи и отношения, которые возникают, складываются или разрушаются между этими частями (целостность, структура, интегративность, связь с внешней средой).

Кроме того, данный принцип предполагает взаимодействие и взаимосвязь управленческих функций в деятельности руководителя школы и педагогического коллектива. Реализация принципа исключает односторонность в управлении, приводит к последовательности, логичности, взаимовыгодности управленческой деятельности, и все ее функции в равной степени важны.

Принцип рационального сочетания централизации и децентрализации реализуясь во внутришкольном управлении обеспечивает деятельность руководителей административных и общественных органов в интересах коллектива школы, создает условия для обсуждения и принятия управленческих решений на профессиональном уровне, исключает дублирование и повышает координацию действий всех структурных подразделений системы.

Страницы: 1 2 3

Информация по педагогике:

Показатели и критерии уровня овладения детьми исследовательской деятельностью
При определении показателей сформированности умений и навыков исследовательской деятельности мы пользовались работами следующих авторов: А.И. Савенков Л.Н. Прохорова А.И. Савенков выделяет четыре блока, характеризующих исследовательское мышление: 1. Культура мышления; 2. Конвергентное мышление; 3. ...

Диагностика исходного уровня развития связной речи в ходе устного пересказа
Целью экспериментального исследования являлась разработка и апробация методики обучения пересказу как средства развития устной речи детей младшего школьного возраста. База исследования: прогимназия № 62 г. Новокузнецка, 2 "А" и "Б" классы. В каждом классе диагностировано по 12 д ...

Методики психолого-педагогического обследования дошкольников
Цель: выявление элементарных образных представлений ребёнка об окружающем мире, логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами мира; умение рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль; для детей от 4 лет. Стимульный материал: картина с изображением бо ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru