Теоретические концепции социально-педагогического менеджмента

Образование и педагогика » Роль менеджмента в социально-педагогической работе » Теоретические концепции социально-педагогического менеджмента

Страница 4

Социальные мероприятия М. Ричмонд подразделяла на две взаимодополняющие друг друга категории: 1) косвенный метод «лечения» и 2) непосредственный метод.

Косвенный метод состоит в воздействии на среду, в возможности посредством изменения социального окружения влиять на жизненную ситуацию клиента в благоприятном для него направлении.

Непосредственный метод заключается в прямом воздействии на клиента при помощи предложений, советов, уговоров, рациональных дискуссий с целью вовлечения подростка в выработку и принятие решений. С помощью установления отношений педагог мог воздействовать на подростка как в плане принятия решения, так и последующих конкретных действий в интересах самого подростка.

Косвенный и непосредственный методы воздействия на подростка обусловили в дальнейшем развитие двух основных направлений в теории социальной работы – психологического и социологического.

Идеи М. Ричмонд не только внесли вклад в научную разработку основ новой профессии, но и нашли свое отражение в развитии теоретических школ и концепции социальной работы. К известным школам в теории социальной работы относятся диагностическая и функциональная.

Диагностическая школа непосредственно связана с колледжем Смита в Нью-Йорке, где с 1918 года осуществлялась подготовка социальных работников. В это время назрела необходимость в специалистах, способных работать над преодолением эмоциональных проблем ветеранов первой войны и членов их семей.

Диагностическая школа делает упор на психодинамическую теорию и теорию социального сдвига, а также на процедуру лечения, ориентированную на воздействие на интуитивном уровне.

Представители диагностической школы находились под сильным влиянием теорий Зигмунда Фрейда. 3. Фрейд является родоначальником теории психоанализа, которая выходит за рамки медико-биологических концепций явлений психики. В работах «По ту сторону принципа удовольствия», «Психология масс и анализ человеческого «Я», «Я» и «Оно» 3. Фрейд анализирует механизмы функционирования социальных институтов, рассматривает основные стимулы человеческой деятельности, развивает психоаналитическую концепцию личности.

Поэтому основное внимание уделялось внутреннему миру клиента, а социальные процессы и социальная среда отодвигались на задний план. При этом акцент делался на диагнозе. Представители этой школы утверждали, что для определения лечения необходимо собрать как можно больше объективных данных о клиенте и его ситуации. С усилением влияния психоанализа основной акцент перемещается на сбор информации, оценку его личности, в то время как оценка ситуации становится вторичной. Отношения между подростком и педагогом превращаются в почти авторитарные, а «лечение клиента» сводится к изменению его личности и оказанию помощи в адаптации к окружающей среде.

Функциональная школа зарождается в стенах Пенсильванской школы социальных работников в 30-х годах. Данное направление связано с интересом к социальной среде и процессу оказания помощи, но не как к лечебному процессу, а скорее к услуге, оказываемой в рамках социальной службы.

Основное влияние на развитие теоретических установок функциональной школы оказали идеи австрийского психоаналитика Отто Ранка и Карла Р. Роджерса. В основу была положена теория «воли» О. Ранка о желании перемен у клиента, его способности к восприятию помощи. Представители функциональной школы в отличие от «диагностов» основное внимание уделяли не ранним детским впечатлениям клиента и постановке точного диагноза, а началу процесса изменений. В рамках функциональной школы была предложена оригинальная методика по организации аппарата помощи – предоставления и приема помощи. Акцент при этом делался на таких понятиях, как структура и процесс, а также на построении правильного взаимоотношения социального работника и клиента. Из теории Джона Дьюи было заимствовано понятие «самоопределение» – право клиента решать за себя. Таким образом, происходит переход к современному пониманию сущности социальной работы и отказ от авторитарных и формальных отношений между социальным работником и клиентом.

Решающее значение для формирования теоретической базы функциональной школы имела книга Вирджинии Робинсон «Психология изменения в социальной индивидуальной психотерапии» (1930). Здесь клиент ставится в центр процесса оказания помощи, важным для социального работника является только то, что сам клиент выбирает в качестве темы для обсуждения своего прошлого. Главным средством для осуществления изменения является также динамика в отношении между клиентом и социальным работником или психологом.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Информация по педагогике:

Особенности межличностного взаимодействия младшего школьника со взрослыми
В первые школьные годы дети постепенно отдаляются от родителей, хотя все еще испытывают потребность в руководстве со стороны взрослых. Отношения с родителями, структура семьи и взаимоотношения между родителями оказывают важнейшее влияние на школьников, однако расширение контактов с внешней социальн ...

Школа и общество
Творчество Дьюи пронизано идеей развития и укрепления демократии в обществе. По его определению, подлинно демократическое, уравновешенное, счастливое и процветающее общество возникает там, где люди способны работать совместно. Первая задача школы в связи с этим — «научить ребенка жить в общежитии, ...

Методическая разработка урока
Урок-это основная организационная форма логически законченного, целостного, ограниченного временными рамками отрезка учебно-воспитательного процесса. В нем представлены в сложном взаимодействии все компоненты учебно-воспитательного процесса: цели, содержание, методы, формы организации деятельности ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru