Теоретические концепции социально-педагогического менеджмента

Образование и педагогика » Роль менеджмента в социально-педагогической работе » Теоретические концепции социально-педагогического менеджмента

Страница 6

Механизм совершения социального действия. Социальные действия, о которых идет речь, в отличие от рефлексивных, импульсивных действий никогда не совершаются мгновенно. До их совершения в сознании любого действующего индивида должно возникнуть достаточно устойчивое побуждение к активности. Такое побуждение к совершению действий называется мотивацией. Мотивация – это совокупность факторов, механизмов и процессов, обеспечивающих возникновение побуждения к достижению необходимых для индивида целей. Другими словами, мотивация – это сила, толкающая индивида к совершению определенных действий. Механизм социального действия содержит, таким образом, потребность, мотивацию и само действие.

Любое социальное действие начинается с возникновения потребности у индивида, которая придает ему определенное направление: это могут быть, например, потребности физические (в еде, питье, сне и т.д.), потребности в безопасности, общении, достижении определенного положения, самоутверждении и т.д. Потребность соотносится индивидом с объектами внешней среды, актуализируя строго определенные мотивы. Мотивы, различные у каждого индивида, придают социальному действию неповторимую индивидуальную окраску. Социальный объект в соединении с актуализируемым мотивом вызывает интерес. До возникновения интереса механизм социального действия осуществляется в рамках пространственных контактов и контактов интересен. Однако затем постепенное развитие интереса ведет к появлению у индивида цели в отношении конкретных социальных объектов. Момент появления цели означает осознание индивидом ситуации и возможность дальнейшего развития субъективной активности, которая далее приводит к формированию мотивационной установки, означающей потенциальную готовность к совершению социального действия.

Анализ человеческой деятельности показывает, что каждое социальное действие совершается в результате некоторой субъективной активности, формирующей мотивацию. В повседневной практике часто наблюдается почти мгновенное совершение социальных действий, которые кажутся немотивированными и спонтанными. Но если действующий индивид будет анализировать такие быстротечные действия, то он всегда сможет выделить первоначальную потребность, интерес, наконец, формирование мотивационной установки. Просто в данном случае социальное действие совершается в очень короткий промежуток времени. Вместе с тем существуют действия, процессы формирования мотивации которых могут быть столь длительными, что первоначальная потребность забывается, отчего создается впечатление, что мотивационная установка возникла сама по себе. Иными словами, создается видимость, что индивид действует только ради того, чтобы действовать, проявлять свою активность. Это, безусловно, не так. Тщательный анализ, основанный на большом числе исследований, всегда указывает на существование «первого толчка», потребности, приводящей к совершению социальных действий.

Важность изучения генезиса и структуры социального действия, а также сопоставления отдельных социальных действий трудно переоценить. Рассматривая, например, ряд взаимодействий между руководителями и подчиненными, можно по отдельным действиям судить о причинах напряженности во взаимоотношениях, способах руководящего воздействия, степени разобщенности или, наоборот, согласованности действий подчиненных и т.д. Любая социальная организация эффективно действует только в случае однонаправленности, согласованности отдельных социальных действий ее членов. Таким образом, социальные действия являются следующей после контактов ступенью в формировании и развитии сложных социальных взаимосвязей.

Социальный менеджер может рассчитывать на успех во взаимодействии с клиентом, когда он учитывает не только его статус, но и индивидуальные физические, психические (то есть биологические) особенности, которые проявляются в его поступках, равно как и социальные факторы.

Работа социального педагога – это искусство взаимодействия с другими людьми, испытывающими сложные психологические проблемы или находящимися в трудной жизненной ситуации. Социальный педагог имеет дело с конфликтом, в основе которого лежит столкновение природного и социального.

Социальный педагог должен, учитывая внутренний мир и среду обитания подростка, осознавать, что одной из его задач является усвоение подростком общепринятых норм, стандартов поведения и превращение их во внутренние мотивы деятельности.

Таким образом, теория социального действия видит решение возникающих социальных конфликтов в согласовании потребностей и запросов людей с реальной социальной средой.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Информация по педагогике:

ИКТ и современный урок истории в коррекционной школе
Вряд ли кто станет спорить с тем, что современные компьютерные технологии могут оказать учителю коррекционной школы неоценимую помощь. Это и замечательные демонстрационные возможности, и доступ к новейшей научной информации благодаря интернет-ресурсам, и широкий выбор электронных учебников и пособи ...

Основы инженерной энзимологии
Ферменты сохраняют свои уникальные свойства (эффективность, специфичность действия) и вне клеток, поэтому их традиционно широко применяют в практике. Биологические катализаторы нетоксичны, работают в мягких условиях, используют доступное сырье (в том числе и отходы), в связи с чем, их применение в ...

Педставления умственно отсталого ребенка о природе
Ориентация дошкольного учреждения на общечеловече­ские ценности значительно меняет при­оритеты в воспитании, направляя основ­ное внимание на комплексное развитие личности ребенка. Одной из важнейших составляющих этого процесса является осознание ребенком законов окружающе­го мира природы и способах ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru