Закон Российской Федерации «Об образовании» (1992) законодательно закрепил приоритет личности в процессе воспитания и обучения человека в условиях образовательного учреждения. Такой подход требует большего внимания к личности обучаемого, его социальным проблемам, которые в условиях образовательного учреждения носят многоплановый характер. Среди них выделяют необходимость решения социальных и педагогических проблем человека, обусловленных индивидуальными возможностями его обучения и воспитания; взаимоотношениями с учителем, классом, отдельными группами и личностями класса, школы; обстановкой и взаимоотношениями в семье, среде непосредственного общения.
Отечественная школа имеет опыт решения социальных проблем учащихся. Это, прежде всего, деятельность классных руководителей, на которых нередко возлагались функции и социального педагога, и социального работника.
Изменились условия в стране, изменилось отношение к учителю, и в новых условиях стало необходимым решать социальные проблемы на качественно новом уровне — профессиональном. В этих условиях возникла необходимость создания в школе специальной социальной службы.
Социальный — означает «связанный с жизнью и отношениями людей в обществе». Поэтому социальная служба должна быть ориентирована на решение проблем социализации человека, его воспитания, защиты его прав, помощь в разрешении проблем самореализации в среде жизнедеятельности.
К основным функциям социальной службы школы относятся:
– выявление общих и частных социальных проблем, имеющих место в классах, школе;
– изучение и диагностика индивидуальных особенностей обучаемого, групп — объектов социальной службы;
– оказание помощи в работе учителя с учеником, группой, родителями;
– социальная защита обучаемого в связи с возникновением проблем, которые имеют или могут иметь для него жизненно важное значение;
– социальная защита группы, класса от отдельных лиц;
– выявление личностно-педагогических возможностей учителя и оказание ему помощи в дальнейшем повышении педагогического мастерства, действенности педагогической деятельности в работе с учениками, родителями;
– социально-педагогическая оценка планируемых и проводимых воспитательных мероприятий в группах, школе;
– непосредственная подготовка социально-педагогических мероприятий с различными группами школьников, отдельными учащимися, учителями, родителями;
– установление сотрудничества с органами социальной защиты, отделами по работе с несовершеннолетними, другими учреждениями в интересах решения социальных проблем учащихся.
Для обеспечения действенности такой работы социальной службе школы необходимы специалисты, способные решать задачи диагностики (психолог и социолог) и прикладной работы (социальный работник и социальный педагог). Каждый из них призван осуществлять свою деятельность в интересах ребенка и школы.
Однако, хотя эта служба и может представлять собой самостоятельное структурное подразделение школы, выполняющее особые функциональные задачи, в то же время она должна органично войти в ее общую организационную структуру. Это обеспечивается в том случае, если общее руководство деятельностью социальной службы школы будет осуществлять директор, определяющий стратегию ее развития, основные направления деятельности и задачи, а также осуществляющий контроль за ходом их реализации.
В целом во всей деятельности социальной службы школы условно можно выделить два основных направления: социальная работа и социальная педагогика. Представляется целесообразным, чтобы каждое из этих направлений возглавлял один из заместителей директора.
В соответствии с Конвенцией российским законодательством определены и закреплены основные права ребенка: жить и воспитываться в семье; общаться с обоими родителями, дедушками и бабушками, братьями, сестрами и другими родственниками; защищать свои права и законные интересы; выражать свое мнени; иметь имя, отчество и фамилию. Наряду с ними ребенок имеет права: знать своих родителей; на заботу со стороны родителей; на совместное проживание со своими родителями; на воспитание своими родителями, на обеспечение своих интересов, на всестороннее развитие, на уважение человеческого достоинства.
Именно на обеспечение и защиту прав ребенка и должна быть направлена социальная работа школы. Возглавляющий данное направление деятельности социальной службы заместитель директора школы может называться по-разному: «заместитель по социально-правовым вопросам», «заместитель по социальной защите и охране детства», «заместитель по защите прав детей» и т.п. Главное, чтобы его деятельность обеспечивала оказание действенной социальной помощи учащимся школы, чьи жизненно важные права нарушены, вследствие чего дети и нуждаются в такой помощи.
Информация по педагогике:
Объяснительно-иллюстративное обучение
Сообщающее или объяснительно-иллюстративное обучение характеризуется, прежде всего, тем, что учитель излагает знания в обработанном, «готовом» виде, ученики воспринимают и воспроизводят его. Это обучение как путь формирования знаний, несомненно, обладает достоинствами: подача и усвоение знаний осущ ...
Советы руководителю школьного театра
На всех этапах подготовки спектакля необходимым условием успешности педагогического руководства детьми является определенная мера владения языком театра, его основными выразительными средствами, знакомство педагога с основами искусства режиссера. Именно методики подготовки, проработки с детьми спек ...
Дидактические требования к занятиям по обучению родному языку
Занятия по развитию речи и обучению родному языку должны отвечать дидактическим требованиям, обоснованным в общей дидактике и предъявляемым и к занятиям по другим разделам программы детского сада. Рассмотрим эти требования: 1. Тщательная предварительная подготовка к занятию. Прежде всего, важно опр ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.