Основными объектами его работы являются:
школьный коллектив;
классный коллектив;
отдельная группа школьников, в зависимости от ее социально-педагогических проблем;
отдельные школьники — дезадаптированные; девиантного поведения; имеющие проблемы, требующие оперативного решения;
учительский коллектив в аспекте его социально-педагогической работы и повышения педагогического мастерства в области социальной педагогики;
родительский коллектив;
отдельные семьи, дети которых нуждаются в социально-педагогической помощи, а также родители, которые могли бы принять участие в социально-педагогической работе с детьми школы;
социальная служба школы для направления усилий ее социально-педагогической деятельности, обеспечения функционирования психолого-педагогического консилиума, повышения педагогического мастерства, обмена опытом.
Содержание и направленность работы заместителя директора по учебно-воспитательной работе охватывает широкий спектр деятельности, что диктует необходимость высокой организации и обеспечения последовательности, наиболее целесообразного и активного управления всем процессом социально-педагогической работы. Ему необходимо обеспечить оперативную диагностику и учет социально-психологических явлений в школьном и классных коллективах. И строить работу с учетом выявленных отклонений и проблем, направляя усилия всех должностных лиц школы, коллектива и родителей. При необходимости заместитель директора привлекает к социально-педагогической работе представителей местной администрации, молодежных организаций, работников милиции, других специалистов района.
Наиболее важными направлениями социально-педагогической работы заместителя директора школы являются:
– выявление социально-психологических проблем в школьных коллективах, их направленности и, с учетом этого, определение перспектив социально-педагогической работы;
– предупреждение и преодоление конфликтных ситуаций в школьных коллективах;
– разработка и реализация школьных воспитательных (социально-педагогических) программ;
– анализ разрабатываемых воспитательных программ с различными группами школьников, родительским коллективом;
– выявление дезадаптированных детей и их диагностика — изучение условий их жизни, интересов, потребностей, причин дезадаптации;
– координация воспитательных усилий должностных лиц школы по достижению конкретных социально-педагогических целей;
– помощь и поддержка коррекционно-развивающих классов;
– повышение квалификации учителей в области социальной педагогики;
– профилактическая работа с семьями;
– работа с отдельными семьями, дети которых нуждаются в социально-педагогической помощи;
– установление связей с местными органами администрации, молодежными организациями, медико-психолого-социальными центрами по работе с семьей и детьми, коррекционной работе с детьми и др. в интересах совместного проведения социально-педагогической работы в школе и школьных коллективах;
– координация деятельности психолога и социального педагога в процессе изучения социально-психологических явлений в школе и школьных коллективах, организации всей социально-педагогической работы и др.
Психолог школы. Такая должность уже введена в общеобразовательных учреждениях, определены ее должностные обязанности. В то же время реальный опыт показывает, что в школе психолог используется далеко не всегда по его прямому назначению. Чаще всего в школьной практике имеет место:
использование психолога как наиболее свободного работника, не обремененного заботами обучения, для выполнения различных заданий административного, общественного и др. характера, необходимость в которых ежедневно возникает в любой школе;
направление к психологу трудновоспитуемых, педагогически запущенных детей, а также тех, кто по каким-либо причинам tie справляется или не хочет справляться с программой обучения, не для диагностики их состояния и проблем, а для социально-педагогической работы с ними;
привлечение психолога как диагноста индивидуальных особенностей (педагогических возможностей) учителей для информирования администрации школы. Нетрудно спрогнозировать возможную реакцию учителей по отношению к такому психологу — как к подручному администрации школы.
Вместе с тем школьная практика показывает, что потребность в психологе именно как специалисте-диагносте очень велика. В его обязанности должно входить:
– изучение и диагностика индивидуальных особенностей отдельных учеников, представляющих проблемы для учителя, класса, родителей в вопросах учебы, дисциплины, взаимоотношений (такая диагностика позволит делать выводы о путях преодоления возникающих проблем для ученика, учителя, родителей);
Информация по педагогике:
Методика разработки и использования педагогических средств для определения
уровня развития мотивации студентов
В настоящий момент актуально использовать метод проектов в обучении, как один из инновационных методов обучения. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия "проект", его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной прак ...
Объяснительно-иллюстративное обучение
Сообщающее или объяснительно-иллюстративное обучение характеризуется, прежде всего, тем, что учитель излагает знания в обработанном, «готовом» виде, ученики воспринимают и воспроизводят его. Это обучение как путь формирования знаний, несомненно, обладает достоинствами: подача и усвоение знаний осущ ...
Разработка критериев, показателей и уровней внимания
младших школьников
Таблица 2 Критерии, показатели и уровни развития внимания младших школьников Критерии Показатели Уровни Высокий Средний Низкий Свойства внимания Направленность внимания Объем внимания Распределенность внимания Сосредоточенность внимания Интенсивность внимания Устойчивость внимания Переключаемость в ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.