Это же должностное лицо может выполнять в школе и функции инспектора по защите прав ребенка, введение такой должности в общеобразовательных и других детских учреждениях активно обсуждается в настоящее время.
В целом заместитель директора по социально-правовым вопросам уделяет основное внимание решению следующих проблем:
– разработке и реализации социальных проектов и программ школы;
– сбору и накоплению информации о детях из многодетных и социально незащищенных семей; детях, нуждающихся в социальной защите;
– обеспечению защиты прав детей в условиях школы: получению ими необходимого обучения и воспитания, питания, соблюдению норм отношений и пр.;
– контролю за деятельностью должностных лиц школы в аспекте защиты прав ребенка;
– координации усилий должностных лиц школы по обеспечению защиты прав отдельных школьников, групп, должностных лиц школы;
– установлению сотрудничества с органами социальной защиты, отделами по делам несовершеннолетних и другими ведомствами для координации совместных усилий в интересах защиты прав ребенка и др.
В соответствии со своими должностными обязанностями и в рамках своей компетенции заместитель директора по социально-правовым вопросам руководит деятельностью воспитателей групп продленного дня, классных руководителей, других специалистов школы, так или иначе участвующих в решении социальных проблем учащихся. Однако ведущим специалистом данного направления деятельности школьной социальной службы должен стать социальный работник.
Социальный работник — это специалист, призванный непосредственно выполнять функции социальной защиты прав ученика, решать его социальные проблемы, а при необходимости и осуществлять социальную защиту учителя. Таких проблем у ребенка (ученика школы) может быть достаточно много.
Они могут определяться:
а) индивидуальными особенностями и возможностями ребенка: соответствием индивидуальных возможностей ребенка требованиям учебной программы (нередко ребенок, имеющий проблемы с учебой и воспитанием, нуждается в других условиях, в том числе и в специализированном образовательном учреждении для педагогической коррекции, реабилитации, исправления, специального обучения и пр.);
потребностями ребенка в индивидуальной подготовке на предыдущем этапе обучения, что диктует необходимость дополнительной помощи ему в учебе;
особенностями воспитания, влияющего на взаимоотношения ученика с группой, классом, учителем;
возникшей или существующей конфликтностью с учениками, учителями и др.;
б) социальной средой семьи ребенка, существенно сказывающейся на его отношении к учебе, взаимоотношениях с учениками, учителями. К таким семьям относятся:
семьи, нуждающиеся в социальной помощи и поддержке;
семьи группы риска;
семьи с неблагоприятной внутрисемейной психологической атмосферой;
семьи, в которых у родителей утрачены по различным причинам необходимые взаимоотношения с ребенком, взаимопонимание с ним и др.;
в) социально-психологической обстановкой в классе: серьезные проблемы во взаимоотношениях учеников с учителем, группой, классом;
конфликтность внутри коллектива класса, между отдельными учениками и группой, классом;
конфликтность между учеником и учителем, учеником и группой, классом (в данном случае может возникнуть необходимость защиты не только ученика, но и учителя, класса от него).
Социально-педагогическая работа. Основным направлением деятельности социальной службы школы являются выявление среди учащихся отдельных лиц, групп, относящихся к категориям дезадаптированных, имеющих те или иные социальные отклонения, девиации в поведении, и организация социально-педагогической работы с ними. Непосредственное руководство этой деятельностью осуществляет заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе.
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе как должностное руководящее лицо осуществляет организацию и руководство воспитательной деятельностью:
учителей-предметников;
классных руководителей;
классных воспитателей;
воспитателей групп продленного дня;
психолога;
социальных педагогов.
Каждый из названных специалистов выполняет определенные функциональные задачи в школе, определяющие характер и особенности его диагностической и воспитательной работы. Содержание и направленность деятельности заместителя директора по учебно-воспитательной работе определяется наиболее характерными социально-педагогическими проблемами, которыми живет школа. Они определяются объектом, по отношению к которому строится социально-педагогическая работа.
Информация по педагогике:
Биотехнологические процессы в пищевой промышленности
Молочные продукты В пищевой промышленности для получения молочных продуктов применяют, главным образом, ферментацию. В сквашивании молока обычно принимают участие стрептококки и молочнокислые бактерии; лактоза при этом превращается в молочную кислоту. Путем использования иных реакций, которые сопут ...
Эмоциональное влияние на психику человека
Эмоции человека - важнейшая часть его психики. Сопровождая практически любые проявления активности, эмоции служат одним из главных регуляторов психической деятельности и поведения. Они развиваются в процессе эволюции от простейшего реагирования простейших существ на раздражители к так называемым вы ...
Развивающее обучение
Среди большого числа новаций, захлестывающих сегодня учебные заведения, развивающее обучение (РО) занимает достаточно стабильное положение и стоит на одном из первых мест по значимости и связываемых с ним ожиданий по повышению качества образования. Вместе с тем, теория и технология развивающего обу ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.