Множество циклов-импульсов, организуемых в педагогическом процессе на основе взаимного уважения, взаимной требовательности, взаимной ответственности, приводит к реализации цели.
По мнению М.А. Половцевой, основой деятельности классного руководителя служит подход «встречи–взаимопроникновения – взаимодействия» традиционного и инновационного (старого и нового, проверенного временем и создающегося сегодня). Его суть, на наш взгляд, заключается в том, чтобы, изменяя настоящее, не «перечеркивать», не отрицать положительный опыт, а органически интегрировать его с новым, насущным, необходимым, диктуемым запросами современного общества. Лишь обеспечение единства между прошлым и будущим создает прочную основу для реализации цели (задач) целостного педагогического процесса. Этот подход позволит в значительной степени разрешить проблемы «отцов и детей», противоречия между педагогами – традиционниками и педагогами, стремящимися привнести элементы нового в свою деятельность, проблемы обучения и воспитания детей из различных общественных страт, ценностей и идеалов и др.
Сущность деятельности классного руководителя заключается в координации внешних влияний, оказываемых на конкретного ученика, а также в организации воспитательной, образовательной, развивающей внеучебной деятельности в классе. Отсюда – четыре основные функции классного руководителя: координирующая, образовательная, развивающая и воспитательная.
Направления работы классного руководителя составляют воспитание в процессе обучения; внеклассная воспитательная деятельность в школе; внешкольная воспитательная деятельность через взаимодействие с семьей школьника, детскими и юношескими организациями и объединениями, учреждениями дополнительного образования.
Содержание работы классного руководителя определяют основные виды деятельности: педагогический мониторинг, проектировочная, организаторская и гностическая деятельность.
При этом в каждом виде деятельности классный руководитель акцент делает прежде всего на формирование, корректировку (при необходимости), развитие отношений, складывающихся у участников целостного педагогического процесса. Именно отношения составляют содержание воспитания и являются центром внимания педагогической деятельности учителя, именно степень сформированное отношений служит ведущим показателем результативности его воспитательных усилий.
Система воспитательной работы классного руководителя – это совокупность его последовательных действий, расположенных определенным образом в течение учебного года и адекватных поставленной цели.
По моему мнению, условиями успешности деятельности классного руководителя являются:
– качественно новый уровень профессиональной готовности, предполагающий наличие коадаптационного мастерства, исследовательской компетентности, профессиональной мобильности, конкурентоспособности, коммуникабельности (в аспекте делового общения);
– мотивацию его деятельности, ориентированную на результат, а не на процесс;
– возможность проявления самостоятельности и творчества;
– необходимость выстраивания (конструирования) и реализации системы работы классного руководителя;
– оценку его деятельности по результату.
Информация по педагогике:
Основные аспекты разработки компьютерных обучающих программ
С целью направленного использования огромного потенциала и опыта в создании ПО учебного и образовательного назначения, а также координации работ, ведущихся в системе образования по активному использованию информационных технологий, необходимо возродить практику отбора на конкурсной основе лучшего П ...
Формы организации обучения дошкольников родному языку в дошкольном
учреждении
Обучение родному языку в дошкольных учреждениях осуществляется в двух формах: в повседневной жизни и на специально организованных занятиях. В повседневной жизни обеспечиваются условия для максимальной реализации потребности ребенка в речевом общении с взрослыми и сверстниками. Здесь можно отметить ...
Диагностика уровня сформированности познавательных способностей младших
школьников
Для изучения познавательных способностей детей младшего школьного возраста на базе МАОУ СОШ №12 города Ишима Тюменской области был проведен эксперимент. В эксперименте приняли участие учащиеся 3 «А» и 3 «Б» классов в количестве 22 человека. 3 «А» составил экспериментальную группу, 3 «Б» контрольную ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.