Экспериментальная работа по формированию культуры межнационального общения младших школьников средствами коллективной творческой деятельности

Образование и педагогика » Экспериментальная работа по формированию культуры межнационального общения младших школьников средствами коллективной творческой деятельности

Характерной чертой современности является сосуществование людей в поликультурном обществе, подразумевающее объединение представителей различных национальностей со всей совокупностью форм взаимодействия и взаимозависимостей. Все чаще слышатся слова «этносы», «народы», «терпимость», «толерантность», «межнациональное общение». Межнациональное общение стало важнейшим элементом социальной и политической реальности. Особенность России состоит в том, что ее население составляют более ста коренных народов, проживающих на разных территориях с древних времен, это множество языков, культур, традиций. Как неисчислимы природные богатства страны, также неизмеримы и безграничны ее духовные ценности, воплощенные в национальных культурах народов России великом множестве исконных, но разных и непохожих культур, какого нет больше ни в одном государстве мира. Казалось бы, такое богатство должно стать предметом величайшей гордости каждого россиянина, однако дело обстоит совсем не так. Этнические конфликты, этническое насилие, к сожалению, сопутствуют новейшей истории России. Их причины территориальные, политические, экономические, этнические и религиозные претензии. Растущее национальное и религиозное самосознание порождает не только положительные тенденции, но, порой, генерирует нетерпимое отношение к представителям других этнических и религиозных групп, что в свою очередь является угрозой стабильности в обществе.

Необходимым условием мирного сосуществования людей в многонациональной обществе является воспитание культуры межнационального общения, которую мы понимаем как совокупность специальных знаний, убежденияй, навыков, а также адекватных им поступков и действий, проявляющихся в межличностном общении между представителями различных этнокультурных групп.

Пассивное и равнодушное отношение общества к национальной культуре в течение длительного времени привело к утрате позитивного восприятия своей этнической общности, отразилось на понижении национального самосознания детей и молодежи. Все это в итоге привело к тому, что дети, вырастая, остаются равнодушными не только к собственным этническим корням, но и культурному многообразию той земли, которая является их родиной. Часто дети испытывают трудности, связанные с неумением, а отсюда и нежеланием принять и понять другого. В большинстве своем они не могут даже представить себе, что перед ними другая культура со своей собственной, особой логикой мышления и поведения, И зачастую пытаются проецировать на других собственные мысли и качества. Как показывают исследования В.С. Собкина, в начале XXI в, отмечается высокая степень распространения среди школьников межэтнических конфликтов. Исходя из этого, важнейшей задачей современной педагогики становится воспитание навыков и привычек позитивного межнационального общения, культивирование у школьников уважения к истории и культуре своего народа, а затем и других народов, формирование у них высокой культуры межнационального общения.

Составной частью процесса воспитания культуры межнационального общения является организация опыта людей разных национальностей. Важнейшим условием формирования у детей позитивного опыта межнационального общения является в многонациональном коллективе положительной морально – психологической атмосферы.

Коллектив создает широкие возможности для сочетания личных и общественных интересов. Нормы и правила нравственного поведения осознаются индивидом в процессе общения его с другими людьми в деятельности коллектива. В процессе коллективного общения, накопления ими нравственного опыта и осознания этого опыта они глубже чувствуют и переживают отношение к явлениям окружающей жизни, к членам коллектива, к самому себе. У них формируется забота друг о друге, взаимная ответственность и требовательность.

Совместная учеба и жизнь в многонациональном коллективе, постоянное общение его членов создают благоприятную психологическую обстановку, способствующую формированию у детей уважение к нациям и народностям, и их культурам. Вместе с этим в многонациональном коллективе находит свое проявление специфика различных культур и традиций, носители которых входят в это коллектив.

Многонациональный коллектив способствует формированию у детей гуманистического, коллективистского отношения к человеку иной национальности, к его человеческому достоинству, традициям. В коллективе со смешанным национальным составом учащихся важно добиться добрых и справедливых отношений между его членами. В этих отношениях следует обеспечивать единство взаимной ответственности и требовательности. В многонациональной среде дети привыкают к повседневным товарищеским взаимоотношениям со всеми окружающими их людьми независимо от их национальной принадлежности. Формирование у них уважения к народам начинается с личной дружбы со своими разнонациональными товарищами по дому, детскому саду, улице, классу, школе.

Вопросами межнационального воспитания детей были посвящены труды еще основоположниками русской народной педагогики Блонским П.П., Толстым Л.Н., Ушинским К.Д., Крупской Н.К., Сухомлинским В.А. и др. Этнопсихологические вопросы взаимодействия проанализированы в трудах Байтурина А.К., Бахаревой Н.В., Бугаевой А.Л. и др. Проблема формирования культуры межнационального общения у подрастающего поколения нашла свое отражение в трудах многих представителей отечественной и зарубежной науки и просвещения Белинский В.Г., Герцен А.И., Коменский Я.А., Песталоцци И.Г., Ж.-Ж.-Руссо, Чернышевский Н.Г., а позднее Макаренко А.С., и др.

Все вышеизложенное послужило основанием для выбора темы исследования выпускной квалификационной работы – «Коллективная творческая деятельность в системе формирования культуры межнационального общения младших школьников».

Объект исследования: процесс формирования культуры межнационального общения младших школьников.

Предмет исследования: коллективная творческая деятельность как средство формирования культуры межнационального общения младших школьников.

Цель исследования: теоретически и экспериментально обосновать пути формирования культуры межнационального общения младших школьников через коллективную творческую деятельность.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования определены следующие задачи исследования:

Проанализировать психолого - педагогическую и методическую литературу в рамках проблемы исследования;

Раскрыть сущностную характеристику понятия «межнациональное общение», «коллективная творческая деятельность»;

Выявить и экспериментально обосновать взаимосвязь между коллективной творческой деятельностью и процессом формирования межнационального общения детей младшего школьного возраста.

Гипотеза исследования: В основу выпускной квалификационной работы положено предположение о том, что эффективность при исследовании формирования культуры межнационального общения младших школьников будет протекать успешно, если:

реализуется личностно-ориентированный подход;

в практике педагогической деятельности используется коллективная творческая деятельность как одно из средств формирования культуры межнационального общения;

разработана и реализована определенная система коллективных творческих дел по формированию культуры межнационального общения младших школьников.

Для решения поставленных задач и проверки исходных положений главным методом исследования являлся педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный).Также применялись следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической, методической, другой научной литературы; организация целенаправленной опытной работы; изучение, анализ, обобщение массового опыта в школе по выявлению реального состояния проблемы в практике. Для решения частных исследовательских задач используется также наблюдения, беседы, анкетирование, интервьюирование, тесты; изучение, анализ документов и продуктов деятельности учащихся; создание специально конструируемых педагогических ситуаций.

Указанные методы используются в определенной системе, для которой характерно вырастание роли тех или иных методов на отдельных этапах исследования, ведущих – опытную работу.

Этапы исследования:

Первый этап (сентябрь 2008 – июнь 2009) – теоретический – анализ литературы, составление плана работы, определение основных параметров исследования (объект, предмет, цель, задачи и т.д.);

Второй этап (сентябрь 2010 – декабрь 2010) – экспериментальный – проведение целенаправленного эксперимента.

Третий этап (январь 2011 – апрель 2011) – обобщающий – анализ и сравнение полученных результатов; литературное оформление выпускной квалификационной работы.

Обоснованность и достоверность полученных результатов обеспечены совокупностью теоретико-методологических положений исследования, использованием комплексного методов теоретического и эмпирического анализа, адекватных объекту, предмету, задачам и логике исследования, анализом полученных опытных данных.

Практическая значимость, проведенного исследования заключается в систематизации и конкретизации теоретических и методических основ процесса формирования культуры межнационального общения младших школьников через коллективную творческую деятельность, в разработке системы воспитательных мероприятий: «День вежливости», дидактических игр « Путешествие по России и странам ближнего зарубежья», «Народы – как одна семья, хотя язык их разный…», «Убери лишний вагон» и т.д. Материалы исследования могут использоваться в специальных курсах, освещающих вопросы теории и методики межнационального общения младших школьников, а также в практике воспитательной деятельности учителей начальных классов.

Апробация и внедрение результатов исследования Теоретические выводы и практические результаты докладывались и обсуждались на студенческих научно-практических конференциях и семинарах на факультете начальных классов.

База экспериментального исследования: исследование проходило в рамках экспериментальной площадки, организованной на базе Каргатской средней общеобразовательной школы №1 Новосибирской области

Структура работы отражает логику, содержание, результаты проведенного исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

Информация по педагогике:

Химические и химико-физические свойства бериллия
Бериллий (Be) - имеет атомный номер 4 и атомный вес 9.0122. Он находится во втором периоде периодической системы и возглавляет главную подгруппу 2 группы, в которую также входят магний, кальций, стронций, барий и радий. Электронная структура атома бериллия 1s 2s. На внешней оболочке он имеет два эл ...

Культурно-досуговые учреждения и их возможности в творческом развитии школьников
С 1992 года в Российской Федерации осуществляется процесс эволюционного преобразования внешкольной работы и внешкольного воспитания в систему дополнительного образованию детей. В системе образования России развивается подсистема дополнительного образования детей. Учреждения дополнительного образова ...

Методики психолого-педагогического обследования дошкольников
Цель: выявление элементарных образных представлений ребёнка об окружающем мире, логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами мира; умение рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль; для детей от 4 лет. Стимульный материал: картина с изображением бо ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru