Социокультурная ситуация в образовательных учреждениях характеризуется полиэтничностью и всегда характеризовалась неоднозначным отношением членов одной социальной группы к представителям иных национальных и культурных групп. В последнее время в школах нашей страны, в связи с миграцией, заметно увеличивается число детей из Закавказья, Средней Азии, Казахстана, Северного Кавказа, а также представителей Северо- Восточной Азии(китайцев).
В силу индивидуального восприятия окружающего мира, социально-экономических условий, культурно-национальных особенностей, каждая личность по-своему понимает особенности культурной среды представителя другой социально-этнической группы. В современных гуманитарных науках понятие «культура» относится к числу фундаментальных. Закономерно, что оно является центральным в процессе межэтнического общения. В обычном словоупотреблении термин «культура» служит оценочным понятием и выражает определенную совокупность черт личности человека, которые точнее было бы назвать не культурой, а культурностью.
Культура представляет собой крайне сложное и многогранное явление, выражающее все стороны человеческого бытия. Она включает в себя все, что создано человеческим разумом и руками. В повседневной жизни понятие «культура» употребляется, как минимум, в трех значениях. Во-первых, под культурой подразумевается отдельная сфера жизни общества, которая существует в виде системы учреждений и организаций, занимающихся производством и распространением духовных ценностей. Во-вторых, под культурой понимается совокупность ценностей и норм, присущих большой социальной группе, общности, народу, этносу или нации. В-третьих, культура интерпретируется как выражение высокого уровня достижений человека в какой-либо деятельности.
Культура – это обобщающее понятие для форм жизнедеятельности человека, созданных и создаваемых нами в процессе эволюции.
Культура – это нравственные, моральные и материальные ценности, умения, знания, обычаи, традиции. Культура характеризует также народы: культура готов, славянская культура и др. Помимо этого, культура может относиться и к сферам деятельности человека: политическая культура, художественная культура.
Слово «культура» восходит к латинскому cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание. Культура – это исторически определенный уровень развития человечества. Культура выражается в формах организации жизни людей и создаваемых ими духовных и материальных ценностях. Именно наличие культуры отличает человека от животных.
В научной литературе можно встретить много определений культуры. Культура — это:
комплекс, включающий знания, верования, искусства, законы, мораль, обычаи и другие способности и привычки, обретенные человеком как членом общества;
единство художественного стиля во всех проявлениях жизни народа;
единство всех форм традиционного поведения;
сотворенная человеком часть окружающей среды;
то, что отличает человека от животных;
специфический способ мышления, чувствования и поведения;
реализация духовных ценностей путем культивирования высших человеческих достоинств;
воплощенные ценности;
состояние духовной жизни общества;
выражение человеческого отношения к природе, выражение человечности (универсальности) этого отношения;
совокупность материальных и духовных ценностей;
целостность человеческого развития, выводящего его за природные границы.
Понятия «культура» подразумевает, что культура — это универсальный способ «возделывания», «обработки» самого человека, то, что делает его гуманнее и лучше. Культура в этом смысле как раз и задает критерии того, что значит «быть лучше». В процессе социализации личность усваивает правила нравственного поведения в социуме и юридические нормы жизни в государстве, формирует свое мировоззрение и отношение к верованиям и традициям, вырабатывает эстетический вкус и духовные ценности. Таким образом, культура дает человеку возможность самосозидания, что, в свою очередь, позволяет ему стать творцом новых культурных ценностей.
Сколь необъятно пространство культуры, столь же многообразны ее функции:
Ценностная. Усвоенные человеком культурные ценности позволяют распознавать значимое и незначительное в жизни; отличать то, что гармонизирует и совершенствует человеческую жизнь от того, что является саморазрушительным для человека. Для общества сохранение ценностей культуры — залог того, что оно не «одичает» и не исчезнет.
Информация по педагогике:
Методы обучения
Методы обучения – это методы преподавания-учения. В педагогике не раз предпринимались попытки создать классификатор методов обучения. Существуют различные типологии этого процесса, проводящие систематизацию по разным основаниям. Например, первая группа включает в себя методы передачи и усвоения зна ...
Методика проведения дидактических игр с детьми
старшего дошкольного возраста с умственно отсталыми детьми
Дошкольное детство - начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания - формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части прир ...
Особенности психического развития умственно отсталых детей
Умственная отсталость — это стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, а также эмоционально-волевой и поведенческой сфер, обусловленное органическим поражением коры головного мозга, имеющим диффузный характер. Большинство среди умственно отсталых составляют лица ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.