Реализация культурологического подхода в образовательно-воспитательном процессе начальной школы

Страница 1

Социокультурная ситуация в образовательных учреждениях характеризуется полиэтничностью и всегда характеризовалась неоднозначным отношением членов одной социальной группы к представителям иных национальных и культурных групп. В последнее время в школах нашей страны, в связи с миграцией, заметно увеличивается число детей из Закавказья, Средней Азии, Казахстана, Северного Кавказа, а также представителей Северо- Восточной Азии(китайцев).

В силу индивидуального восприятия окружающего мира, социально-экономических условий, культурно-национальных особенностей, каждая личность по-своему понимает особенности культурной среды представителя другой социально-этнической группы. В современных гуманитарных науках понятие «культура» относится к числу фундаментальных. Закономерно, что оно является центральным в процессе межэтнического общения. В обычном словоупотреблении термин «культура» служит оценочным понятием и выражает определенную совокупность черт личности человека, которые точнее было бы назвать не культурой, а культурностью.

Культура представляет собой крайне сложное и многогранное явление, выражающее все стороны человеческого бытия. Она включает в себя все, что создано человеческим разумом и руками. В повседневной жизни понятие «культура» употребляется, как минимум, в трех значениях. Во-первых, под культурой подразумевается отдельная сфера жизни общества, которая существует в виде системы учреждений и организаций, занимающихся производством и распространением духовных ценностей. Во-вторых, под культурой понимается совокупность ценностей и норм, присущих большой социальной группе, общности, народу, этносу или нации. В-третьих, культура интерпретируется как выражение высокого уровня достижений человека в какой-либо деятельности.

Культура – это обобщающее понятие для форм жизнедеятельности человека, созданных и создаваемых нами в процессе эволюции.

Культура – это нравственные, моральные и материальные ценности, умения, знания, обычаи, традиции. Культура характеризует также народы: культура готов, славянская культура и др. Помимо этого, культура может относиться и к сферам деятельности человека: политическая культура, художественная культура.

Слово «культура» восходит к латинскому cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание. Культура – это исторически определенный уровень развития человечества. Культура выражается в формах организации жизни людей и создаваемых ими духовных и материальных ценностях. Именно наличие культуры отличает человека от животных.

В научной литературе можно встретить много определений культуры. Культура — это:

комплекс, включающий знания, верования, искусства, законы, мораль, обычаи и другие способности и привычки, обретенные человеком как членом общества;

единство художественного стиля во всех проявлениях жизни народа;

единство всех форм традиционного поведения;

сотворенная человеком часть окружающей среды;

то, что отличает человека от животных;

специфический способ мышления, чувствования и поведения;

реализация духовных ценностей путем культивирования высших человеческих достоинств;

воплощенные ценности;

состояние духовной жизни общества;

выражение человеческого отношения к природе, выражение человечности (универсальности) этого отношения;

совокупность материальных и духовных ценностей;

целостность человеческого развития, выводящего его за природные границы.

Понятия «культура» подразумевает, что культура — это универсальный способ «возделывания», «обработки» самого человека, то, что делает его гуманнее и лучше. Культура в этом смысле как раз и задает критерии того, что значит «быть лучше». В процессе социализации личность усваивает правила нравственного поведения в социуме и юридические нормы жизни в государстве, формирует свое мировоззрение и отношение к верованиям и традициям, вырабатывает эстетический вкус и духовные ценности. Таким образом, культура дает человеку возможность самосозидания, что, в свою очередь, позволяет ему стать творцом новых культурных ценностей.

Сколь необъятно пространство культуры, столь же многообразны ее функции:

Ценностная. Усвоенные человеком культурные ценности позволяют распознавать значимое и незначительное в жизни; отличать то, что гармонизирует и совершенствует человеческую жизнь от того, что является саморазрушительным для человека. Для общества сохранение ценностей культуры — залог того, что оно не «одичает» и не исчезнет.

Страницы: 1 2 3 4 5

Информация по педагогике:

Площадь прямоугольника
С площадью прямоугольника учащиеся знакомятся, уже изучая математику в пятом классе, но более детальное ее рассмотрение начинается в курсе геометрии восьмого ([3]) или девятого ([13]) класса. И в обоих случаях площадь прямоугольника рассматривается как часть темы «Площадь многоугольника». В пятом и ...

Объективность новой формы контроля
Последние четыре года реформ, которые, не переставая, идут в казахстанском образовании, добавили в курс средних школ новый предмет. Он только что в расписании уроков не стоит. Однако на него учителям и ученикам приходится тратить все больше времени. Называется наука «Курс подготовки к Единому нацио ...

Меры по предупреждению девиантного поведения подростков
Масштабы распространения подростковой девиантности диктуют необходимость принятия соответствующих превентивных мер. Рост девиантного поведения подростков в последние два десятилетия актуализировал внимание государственных органов к этой проблеме. Внимание государства к проблеме выразилось в разрабо ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru