Возрастно-нормативные модели развития и специфика их психического проявления

Страница 4

Даже в простых играх или при выполнении не только новых и сложных, но и хорошо знакомых физических упражнений требуется постоянный контроль сознания, более или менее напряженная умственная работа, необходимо проявление сообразительности, догадки. Важно, как образно сказал академик И.П. Павлов, уметь «соединять голову с руками».

Хорошее физическое состояние благотворно отражается на умственном труде, помогает лучше учиться. Здоровые, закаленные, хорошо физически развитые дети, как правило, успешно воспринимают учебный материал, не пропускают занятий в школе из-за простудных заболеваний. Такие дети более работоспособны, меньше устают и легче преодолевают трудности.

В играх и физических упражнениях у детей не только вырабатываются размеренные выразительные грациозные движения, но и формируется способность видеть и оценивать красивое в ловких, быстрых, точных движениях, в согласованности действий, в дружных взаимоотношениях и товарищеских поступках занимающихся. Такие качества формируют не только эстетическое мировосприятие, но и общечеловеческие качества, необходимые им в дальнейшей жизни. Удовлетворение от честной игры, спортивной борьбы, радость достигнутой победы, – что может быть лучше для развития маленького человечка!

Физическое воспитание детей тесно связано с их трудовым воспитанием. Занятия играми, гимнастикой, спортом, спортивными танцами всесторонне развивают силы ребенка и подготавливают его к выполнению посильных для него трудовых движений. Ловкость, быстрота, сила и выносливость, воспитываемые в занятиях физическими упражнениями, переносятся в труд. Дети, систематически занимающиеся разнообразными физическими упражнениями в школе и дома, легче овладевают трудовыми действиями, потому что у них общая способность к выполнению любых движений получает большее развитие, нежели у тех детей, которые занимаются только на уроках физической культуры.

Занятия играми, гимнастикой и спортом содействуют выработке правильной осанки и координации движений, что так необходимо в жизни, труде. Они помогают развитию экономных, без затраты лишней энергии, движений, образованию умений быстро входить в нужный темп и ритм работы, выполнять рабочие задания ловко, вовремя, проявляя, если нужно, настойчивость, упорство. Жизнь подтверждает, что дети, регулярно занимающиеся играми, гимнастикой, спортом, успешно овладевают приемами, необходимыми в различных видах трудовой деятельности.

С другой стороны, правильно организованный, посильный для детей физический труд способствует укреплению здоровья, нормальному физическому развитию, благоприятно влияет на развитие умственных и физических способностей.

Ребенок не является как бы уменьшенной копией взрослого человека, это не «маленький взрослый». Различие между детьми и взрослыми не только во внешних признаках. Развитие ребенка, подростка, юноши и девушки отличается как количественными, так и качественными сторонами. Каждому возрасту присущи свои особенности. Правильное физическое воспитание детей возможно лишь при учете особенностей их возрастного развития. Соответственно этому принято различать следующие возрастные периоды детства:

1-й период – ранний возраст – от рождения до 3-х лет.

2-й период – дошкольный возраст – от 3-х лет до 6-ти лет (младшая группа – 3-4 года, средняя – 4-5 лет и старшая – 5-6 лет).

3-й период – школьный возраст – от 7 до 17 лет (младший школьный возраст – 7-10 лет, средний школьный возраст – 11-14 лет и старший школьный возраст – 15-17 лет).

В широком плане личность человека является интегральной целостностью биогенных, социогенных и психогенных элементов.

Биологическая основа личности охватывает нервную систему, систему желёз, процессы обмена веществ (голод, жажда, половой импульс) половые различия, анатомические особенности, процессы созревания и развития организма.

Социальное «измерение» личности обусловливается влиянием культуры и структуры общностей, в которых человек был воспитан и в которых он участвует. Важнейшими социогенными слагаемыми личности являются социальные роли, выполняемые ею в различных общностях (семье, школе, группе ровесников), а также субъективное «Я», то есть созданное под влиянием воздействия других представление о собственной особе, и отражённое «Я», то есть комплекс представлений о себе, созданных из представлений других людей о нас самих .

В современной психологии нет единого понимания личности. Однако большинство исследователей считает, что личность есть прижизненно формирующаяся и индивидуально своеобразная совокупность черт, определяющих образ (стиль) мышления данного человека, строй её чувств и поведения.

Страницы: 1 2 3 4 5

Информация по педагогике:

Основные приемы коррекции представлений умственно отсталых детей об окружающем мире
Одним из важнейших направле­ний коррекционно-развивающей ра­боты психолога является формирова­ние представлений об окружающем мире. Их недостатки у детей с нару­шениями интеллектуального разви­тия общеизвестны. Улучшение ка­чества таких представлений — одна из предпосылок успешной социали­зации. Пр ...

Песня. Её роль в формировании иноязычных речевых навыков
Начнём с того, что комплексное развитие практических, образовательных, развивающих и воспитательных задач обучения возможно лишь при условии воздействия не только на сознание учащихся, но и на сферу их личных интересов, склонностей и мотивов. Музыка является одним из самых эффективных способов возд ...

Особенности формирования трудовых навыков у дошкольников с нарушением интеллекта
С.Я. Рубинштейн считает, что трудовое воспитание следует рассматривать как важнейший фактор формирования личности. Это положение относится ко всем детям и подросткам. По отношению к детям с неполноценной либо ослабленной нервной системой труд представляет собой также и весьма значительное корригиру ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru