Возрастно-нормативные модели развития и специфика их психического проявления

Страница 5

Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социуме.

Таким образом, можно сделать вывод, что личность – это социально адекватный человек, соответственно своему возрасту.

В совокупности современная психология стремится придать изучению проблеме индивидуальных свойств личности и их роли в ее формировании интегративный характер.

Индивидуальные (индивидуально-психологические) различия – это особенности психических явлений (процессов, состояний и свойств), отличающих людей друг от друга. Индивидуальные различия, природной предпосылкой которых выступают особенности нервной системы, мозга, создаются и развиваются в ходе жизни, в процессе взаимодействия человека с окружающим миром в самом широком значении этого слова. Индивидуальные различия являются и предметом изучения дифференциальной психологии.

Программы поведения человека генетически не передаются. Он приобщается к культуре усилиями своего непосредственного окружения. Впитывая в себя культуру, входящий в жизнь человек обретает свое духовное содержание – нравственные представления, взгляды, стереотипы поведения и самовыражения, эстетические вкусы и др. Культура становится способом «очеловечивания» человека. В отличие от «социализации», которая включает человека в структуру социума, делая его носителем определенных социальных ролей и общественных отношений, культурация формирует человеческую индивидуальность, сочетая с одной стороны, особенности самой культуры, а с другой – предполагая возможность выбора тех ценностей, которые данный индивид усваивает.

Традиционно проблема способностей разрабатывается психологами. Способности исследуются как индивидуально-психологические качества человека, отражающие сложную систему отношений в процессе его жизнедеятельности. Способности определяются как сложное социальное образование, выражение «сущностных сил» человека. Они проявляются и развиваются, прежде всего, в трудовой деятельности человека.

Способности человека развиваются и формируются посредством овладения знаниями, умениями и навыками, требуемыми для данной профессии. Однако следует помнить и знать, что даже прекрасные задатки сами по себе автоматически не обеспечивают высоких достижений. При отсутствии хороших задатков (но не при полном их отсутствии) человек может при определенных условиях добиться значительных успехов в соответствующей деятельности. Однако успехи на работе и в жизни в целом более зависят от представления человека о своих способностях, чем от самих этих способностей. Ничто так не способствует успеху, как уверенность в нем, поэтому надо верить в удачу, оптимистично воспринимать происходящее.

Способности как психическое явление развиваются в процессе обучения, в соответствующей деятельности.

В трудах выдающихся теоретиков психологии (Б.М. Теплов, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов, Б.Ф. Ломов) раскрыта многофакторная основа, влияющая на развитие способностей. Это и наследственность и среда, но главным образом, воспитание и, конечно, связанное с воспитанием, личное стремление человека к самосовершенствованию. Д. Дидро утверждал, что воспитание может много, но оно не всемогуще, а задатки у людей разные, т.е. они не родятся одинаковыми. Но в жизни не столь большую роль играют задатки, сколько личное стремление человека к самосовершенствованию, т.е. мотивация, которую можно стимулировать.

Способности – это своеобразные свойства человека, его интеллекта, которые проявятся в учебной, трудовой, научной деятельности и являются необходимым условием ее успеха. Т.е. способности называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие которые имеют отношение к успешности выполнения в какой-либо деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Информация по педагогике:

Религиозные принципы
В Дагестане существовала народная система образования и воспитания, которая носила исламский религиозный характер, гибко, с учетом сложившихся народных обычаев, адаптировалась в каждом селе. Распространением грамотности среди народа занималась мечеть. Религиозное образование ставилось превыше всего ...

Современный этап развития ИКТ
В настоящее время большинство преподавателей и студентов владеют навыками работы на компьютере, но уровень владения этими навыками (и это подтверждают результаты анкетирования преподавателей и интервью с деканами) очень различен. Это создает сложности как в обучении студентов, так и в интеграции ИК ...

Комплексный подход к экологическому образованию в школе. Формы и методы экологического воспитания
Очень долгое время экологическому воспитанию школьников не уделялось должное внимание. В последние годы школа сделала решительный поворот к изменению создавшегося положения. Однако для коренного изменения экологического воспитания школьников ещё не хватает системности, необходимой, логичной и после ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru