Условия активизации профессионального роста руководителя образовательного учреждения

Образование и педагогика » Условия активизации профессионального роста руководителя образовательного учреждения

Страница 3

Самоактуализация в нашем исследовании рассматривается как одна из базовых потребностей личности; индикатор профессионального становления и развития личности руководителя образовательного учреждения; основная характеристика жизненного пути руководителя образовательного учреждения.

При определении “потребности в самоактуализации” как важнейшего условия профессионального развития руководителя образовательного учреждения мы основывались на концепции личности и ее развития в гуманистической психологии (К. Роджерс, Р. Мей, Г. Олпорт, К. Гольштейн, А. Маслоу), а также на трудах А.Г. Асмолова, П.Я. Гальперина, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, А.В. Петровского, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина). Иными словами, на понимании того, что источником движущих развитие личности противоречий следует искать в системе предметной деятельности субъекта, самореализации личности и в процессе осуществления ею выборов.

В ходе разрешения проблемы профессионального становления и развития руководителя, опираясь на результаты исследований К.А. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, А.А. Бодалева, Н.В. Кузьминой, З.И. Рябикиной, Е.И. Степановой были выделены следующие положения: руководитель образовательного учреждения в своем личностно-профессиональном развитии проходит различные стадии, фазы; для отдельной стадии профессионального развития характерны свои стратегии и тактики, каждая стадия ознаменована специфическими личностно-профессиональными новообразованиями; каждая стадия развития имеет свои подъемы и спады, характер которых определяется спецификой профессионального становления.

Изменение уровня самоактуализации может характеризовать завершение одного периода профессионального развития руководителя образовательного учреждения и начало другого, одним из результатов которого могут быть способности к быстрому реагированию на изменяющиеся условия, нестандартные управленческие решения, инновационная деятельность.

С этой точки зрения, инновационная деятельность руководителя может быть рассмотрена как следующее условие формирования самого руководителя субъекта деятельности, его личностнопрофессионального развития.

В связи с этим целесообразно, на наш взгляд, рассмотреть особенности инновационной деятельности руководителя образовательного учреждения, ее структуру, этапы, выделить сущностные характеристики.

Определимся с понятием “инноватика” (“инновация”, “нововведение”). Инноватика наука, занимающаяся изучением новообразований, новых явлений в разных сферах деятельности человека. Объектом инноватики стали процессы создания, освоения, распространения и использования технических новшеств, а предметом процесс перевода обновляемых систем из того состояния, в котором они находятся, в качественно новое состояние.

Инновационные процессы в образовании стали предметом специального изучения западных ученых с конца 50-х годов, а в нашей стране в 80-е годы. Как и на Западе, российские ученые исследовали в основном частные стороны нововведений: творческую деятельность учителя, вопросы внедрения результатов научных исследований, проблемы обобщения и распространения передового педагогического опыта. Проблемы же связи процессов создания, освоения и применения нового в системе образования, по сути, не ставились. Тем самым из рассмотрения исключался объект образовательной инноватики, включающий в себя процессы создания новшеств в результате педагогического творчества, их оценку и освоение педагогическим сообществом, использование и применение на практике. Теоретическое рассмотрение единства названных процессов, выработка рекомендаций для практиков по их ускорению и переводу из стихийных в сознательно управляемые важнейшая задача образовательной инноватики. В начале 90-х годов в работах В.И. Загвязинского, С.Д. Полякова, М.М. Поташника, Т.И. Шамовой, Н.Р. Юсуфбековой, О.Г. Хомерики и других стали отчетливо просматриваться пути решения этой задачи, а также формирования подхода к определению структуры и функций образовательной инноватики, определились направления ее дальнейшего развития. Предмет инноватики прежде всего создание, освоение и распространение разного типа новшеств. В широком общественном смысле, нововведения выступают как форма управляемого развития, изменения в образе деятельности, стиле мышления, которые с этими новшествами связаны.

В нашем исследовании мы определяем термин “инновация” как процесс, направленный на изменение традиционных элементов определенной системы или их взаимосвязи и достигающий результата в виде нового состояния системы.

Современный этап развития образования позволяет констатировать тот факт, что образовательные учреждения находятся на разных этапах обновления управленческой структуры школы, изменения образовательного процесса, условий.

Причинами затруднений в развитии инновации в образовании, как показывает практика, являются следующие: отсутствие глубоких теоретических знаний по педагогике, психологии, социологии, управлению; недостаточная готовность руководителей и педагогов к исследовательской деятельности; отсутствие у ряда руководителей гибкости в стиле, формах и методах управления образовательным учреждением.

Страницы: 1 2 3 4

Информация по педагогике:

Возрастные особенности старших школьников в процессе обучения и воспитания
Учащиеся 15—16 лет вступают в пору юности. Существует ли психологическая специфика усвоения учебного материала старшими школьниками, отличающая этот процесс от предыдущего и последующего этапов обучения? Дело в том, что после бурных, скачкообразных моментов интенсивного физического и психического р ...

Словесный метод профессионального обучения: рассказ-объяснение
Под методом производственного обучения следует понимать основные способы совместной взаимосвязанной деятельности мастера и учащихся, с целью достижения учащимися профессионального мастерства, воспитания у них добросовестного отношения к труду, развития творческих способностей. Методы производственн ...

Амины. Аминокислоты. Азотсодержащие гетероциклические соединения
Амины. Строение аминов. Аминогруппа. Амины как органические основания, взаимодействие с водой и кислотами. Анилин как представитель ароматических аминов. Получение анилина из нитробензола (реакция Н.Н. Зинина), практическое значение анилина. Аминокислоты. Строение аминокислот. Особенности химически ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru