Условия активизации профессионального роста руководителя образовательного учреждения

Образование и педагогика » Условия активизации профессионального роста руководителя образовательного учреждения

Страница 3

Самоактуализация в нашем исследовании рассматривается как одна из базовых потребностей личности; индикатор профессионального становления и развития личности руководителя образовательного учреждения; основная характеристика жизненного пути руководителя образовательного учреждения.

При определении “потребности в самоактуализации” как важнейшего условия профессионального развития руководителя образовательного учреждения мы основывались на концепции личности и ее развития в гуманистической психологии (К. Роджерс, Р. Мей, Г. Олпорт, К. Гольштейн, А. Маслоу), а также на трудах А.Г. Асмолова, П.Я. Гальперина, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, А.В. Петровского, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина). Иными словами, на понимании того, что источником движущих развитие личности противоречий следует искать в системе предметной деятельности субъекта, самореализации личности и в процессе осуществления ею выборов.

В ходе разрешения проблемы профессионального становления и развития руководителя, опираясь на результаты исследований К.А. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, А.А. Бодалева, Н.В. Кузьминой, З.И. Рябикиной, Е.И. Степановой были выделены следующие положения: руководитель образовательного учреждения в своем личностно-профессиональном развитии проходит различные стадии, фазы; для отдельной стадии профессионального развития характерны свои стратегии и тактики, каждая стадия ознаменована специфическими личностно-профессиональными новообразованиями; каждая стадия развития имеет свои подъемы и спады, характер которых определяется спецификой профессионального становления.

Изменение уровня самоактуализации может характеризовать завершение одного периода профессионального развития руководителя образовательного учреждения и начало другого, одним из результатов которого могут быть способности к быстрому реагированию на изменяющиеся условия, нестандартные управленческие решения, инновационная деятельность.

С этой точки зрения, инновационная деятельность руководителя может быть рассмотрена как следующее условие формирования самого руководителя субъекта деятельности, его личностнопрофессионального развития.

В связи с этим целесообразно, на наш взгляд, рассмотреть особенности инновационной деятельности руководителя образовательного учреждения, ее структуру, этапы, выделить сущностные характеристики.

Определимся с понятием “инноватика” (“инновация”, “нововведение”). Инноватика наука, занимающаяся изучением новообразований, новых явлений в разных сферах деятельности человека. Объектом инноватики стали процессы создания, освоения, распространения и использования технических новшеств, а предметом процесс перевода обновляемых систем из того состояния, в котором они находятся, в качественно новое состояние.

Инновационные процессы в образовании стали предметом специального изучения западных ученых с конца 50-х годов, а в нашей стране в 80-е годы. Как и на Западе, российские ученые исследовали в основном частные стороны нововведений: творческую деятельность учителя, вопросы внедрения результатов научных исследований, проблемы обобщения и распространения передового педагогического опыта. Проблемы же связи процессов создания, освоения и применения нового в системе образования, по сути, не ставились. Тем самым из рассмотрения исключался объект образовательной инноватики, включающий в себя процессы создания новшеств в результате педагогического творчества, их оценку и освоение педагогическим сообществом, использование и применение на практике. Теоретическое рассмотрение единства названных процессов, выработка рекомендаций для практиков по их ускорению и переводу из стихийных в сознательно управляемые важнейшая задача образовательной инноватики. В начале 90-х годов в работах В.И. Загвязинского, С.Д. Полякова, М.М. Поташника, Т.И. Шамовой, Н.Р. Юсуфбековой, О.Г. Хомерики и других стали отчетливо просматриваться пути решения этой задачи, а также формирования подхода к определению структуры и функций образовательной инноватики, определились направления ее дальнейшего развития. Предмет инноватики прежде всего создание, освоение и распространение разного типа новшеств. В широком общественном смысле, нововведения выступают как форма управляемого развития, изменения в образе деятельности, стиле мышления, которые с этими новшествами связаны.

В нашем исследовании мы определяем термин “инновация” как процесс, направленный на изменение традиционных элементов определенной системы или их взаимосвязи и достигающий результата в виде нового состояния системы.

Современный этап развития образования позволяет констатировать тот факт, что образовательные учреждения находятся на разных этапах обновления управленческой структуры школы, изменения образовательного процесса, условий.

Причинами затруднений в развитии инновации в образовании, как показывает практика, являются следующие: отсутствие глубоких теоретических знаний по педагогике, психологии, социологии, управлению; недостаточная готовность руководителей и педагогов к исследовательской деятельности; отсутствие у ряда руководителей гибкости в стиле, формах и методах управления образовательным учреждением.

Страницы: 1 2 3 4

Информация по педагогике:

Работа апелляционной комиссии
Для разрешения спорных вопросов при оценке выполне­ния тестовых заданий и защи­ты прав участников ЕНТ в каж­дом ПП ЕНТ создается апелля­ционная комиссия. Заявление на апелляцию подается в апелляционную ко­миссию до 13 часов следую­щего дня после объявления результатов тестирования и рассматривается ...

Н.К. Крупская о самоуправлении школьников
В педагогическом наследии Крупской самоуправление учащихся всегда рассматривается как неотъемлемая часть трудовой политехнической школы. Самоуправление учащихся в советской школе впервые узаконено «Положением об единой трудовой школе» и «Декларацией об основных принципах единой трудовой школы», в к ...

Организационные этапы математической игры
Для того чтобы провести математическую игру, и ее результаты были бы положительными, необходимо провести ряд последовательных действий по ее организации. К организации математической игры относят ряд этапов. Каждый этап как часть единого целого включает определенную логику действий педагога и учащи ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru