Условия активизации профессионального роста руководителя образовательного учреждения

Образование и педагогика » Условия активизации профессионального роста руководителя образовательного учреждения

Страница 2

Профессиональная рефлексия в процессе деятельности необходима как начинающему работнику, так и специалисту на вершине профессиональной зрелости. Каждому из них надо уметь оценить свои профессиональные способности и резервы личности, изучать опыт своего профессионального прошлого и настоящего, “просчитывать” профессиональное будущее, соотносить стороны своей компетентности с меняющимися запросами общества.

В нашем исследовании при выявлении условий активизации профессионального развития руководителя образовательного учреждения мы будем основываться на концепции личности и ее развития в гуманистической психологии (К. Гольдштейн, А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс), основными положениями которой являются следующие: каждый человек неповторим и индивидуален; личность является открытой и саморазвивающейся; человек прежде всего социальное существо, и поэтому не может развиваться без контактов с окружающими людьми, с обществом; общение личности и общества является взаимообщением, взаимодействием; человеку свойственна потребность развития, достижения новых и новых вершин.

Одной из наиболее известных теорий в рамках гуманистической психологии является концепция самоактуализирующей личности А. Маслоу, который рассматривает самоактуализацию (одно из центральных понятий концепций гуманистической психологии) как осознанное стремление человека к реализации своего потенциала. Оно включает в себя всестороннее и непрерывное развитие творческого и духовного потенциала человека, максимальную реализацию всех его возможностей, адекватное восприятие окружающего мира и своего места в нем. Самоактуализация личности и ее самоопределение на конкретном возрастном этапе связано с профессиональной ролью личности, ее призванием.

“В стране огромное число людей, пишет А.А. Бодалев, которые продвигаются в политике, экономике, в сфере управления, в науке, во многих других областях деятельности и не являются при этом профессионалами во всем значении этого слова”.

В то же время, как отмечает тот же автор, “продуманная организация деятельности и отношений ребенка в дошкольном и младшем возрасте, целенаправленное введение подростка в мир профессии, последующее теоретически и практически научно глубоко проработанное и проверенное на эффективность профессиональное образование, если они хорошо сопряжены с общеличностным развитием”, то дадут каждому “возможность искать алгоритм поведения, ведущего к выработке своего индивидуального стиля деятельности и к высокому профессионализму”.

А.А. Бодалев относит к принципиальным задачам “разработку такой стратегии организации его (человека) жизни, реализация которой позволила бы ему оптимально во всех отношениях объективизировать себя на ступени зрелости”, с сожалением при этом констатируя, что “наблюдения за проявлениями высокого профессионализма в жизни нередко фиксируют остановки в его росте”, а иногда утрату и деформацию “личности самого профессионала” .

Деформация личности, чувства смятения и неудовлетворенности, ощущения отчужденности, проживания “чужой жизни”, неспособность самореализоваться все эти проблемы профессионального личностного роста преодолеваются личностью, которая имеет потребность в самореализации и владеет способами реализации этой потребности в профессиональной деятельности.

Изучению развития человека как индивида, личности и субъекта, как мы отмечали выше, были посвящены исследования Б.Г. Ананьева и его сторонников. Авторы исследований рассматривали личность с учетом становления человека в разные возрастные периоды.

Б.Г. Ананьев указывает, что “человек в значительной степени становится таким, каким его делает жизнь в определенных обстоятельствах, в формировании которых он сам участвует. Человек, однако, не является пассивным продуктом общественной среды или жертвой игры генетических сил. Создание и изменение обстоятельств современной жизни собственным поведением и трудом, образование собственной среды развития посредством общественных связей все это проявления социальной активности человека в его собственной жизни” .

Л.И. Божович писала о том, что каждая возрастная стадия характеризуется личностными психологическими новообразованиями, “качественно своеобразной структурой своих особенностей, а переход от одного возрастного этапа к другому представляет собой . диалектический скачок к новому качеству”.

Таким образом, важнейшим условием активизации профессионального развития руководителя в нашем исследовании становится потребность в самоактуализации. Понятие самоактуализации синтетично, оно включает в себя всестороннее и непрерывное развитие творческого и духовного потенциала человека, максимальную реализацию всех его возможностей, адекватное восприятие окружающего мира и своего места в нем, осознанное стремление человека стать все более тем, кем он способен стать, реализовать свои потенциалы.

Страницы: 1 2 3 4

Информация по педагогике:

Особенности развития внимания у детей младшего школьного возраста
Психическую жизнь личности нередко сравнивают с потоком из образов воспринимаемых предметов и явлений, мыслей и чувств, впечатлений от них, воспоминаний о прошлом, и образов представляемого будущего. В этот поток беспрерывно вливаются все новые и новые ручейки, порожденные нашей деятельностью в окр ...

Методика разработки и структура образовательных проектов в физическом воспитании школьников
В настоящее время проектирование является актуально значимым понятием в педагогике и образовательной практике. Его появление и успешная экспансия в образовательном пространстве связаны с именами таких ученых и методологов, как Н.Г. Алексеев, О.С. Анисимов, Ю.В. Громыко, В.П. Беспалько, В.В. Давыдов ...

Н.К. Крупская о самоуправлении школьников
В педагогическом наследии Крупской самоуправление учащихся всегда рассматривается как неотъемлемая часть трудовой политехнической школы. Самоуправление учащихся в советской школе впервые узаконено «Положением об единой трудовой школе» и «Декларацией об основных принципах единой трудовой школы», в к ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru