Как объект жизненного процесса личность подвергается воздействию условий, событий жизни, находится под влиянием социальных отношений, культурных традиций и нравственных законов.
Обладая качеством субъекта жизни, личность организует и структурирует
Свою жизнь, регулирует ее ход, выбирает и осуществляет избранное направление.
Личность способна выбирать разные сценарии и модели поведения. Одни из них могут способствовать жизненному успеху, другие приводить к неудаче, но все они позволяют личности структурировать жизнь, задавать ей определенное направление, которое обеспечивает возможность достижения жизненной цели.
Говоря о жизненном успехе как результате активности личности, следует учитывать направленность активности, степень соответствия целей и результатов в реализации активности, средства достижения результата.
Выбор личностью средств достижения жизненного успеха зависит от степени присвоения ею социального опыта, сформулированности и направленности ценностных ориентаций, то есть от некой «суммы знаний», полученных в результате образования, а в дальнейшем самообразования.
Таким образом выделив понятие «жизненный путь» как процесс развития человека в качестве субъекта собственной жизни, мы определили «жизненный успех» как результат активности личности, характеризующийся направленностью, степенью соответствия жизненных целей и результатов в реализации активности, а так же способов достижения, одним из которых является самообразование.
Самообразование, овладение которым позволяет личности вырабатывать жизненную стратегию, не зависящую от частных обстоятельств и ситуаций, складывающихся в его профессиональной и социальной биографии.
Поэтому самообразование – это не только одна из предпосылок выживания личности в современных условиях, но и способ достижения жизненного успеха. В рамках нашего исследования мы рассматриваем самообразование как средство поиска и усвоения социального опыта, с помощью которого личность может осуществить собственное образование, развитие и профессиональную подготовку в соответствии с поставленными целями и задачами.
Самообразовательную деятельность можно рассматривать в двух аспектах: пространственном и временном.
Пространственный аспект позволяет выделить общественные сферы, области деятельности, в которых личность осваивает опыт самообразовательной деятельности, а так же реализует его. Опыт, как совокупность практически усвоенных знаний, навыков и умений, приобретается в формальных, внеформальных и неформальных сферах образования. Временной аспект – вытекает из сущности самообразования как саморазвития, то есть изменяющийся во времени. Такой подход дает возможность во-первых рассмотреть процесс «самообразования» в зависимости от конкретного момента, и проследить его динамику в течении определенного периода, во-вторых – понять «самообразование», как процесс изменения у личности конкретно-исторических и типических черт. Это позволяет определить условия, обеспечивающие эффективность самообразования, в-третьих определить особенности самообразования в различные возрастные периоды жизни личности. В нашем исследовании мы определили в качестве пространства для получения получения опыта самообразования, пространство факультета экономики и информатики, исследуя при этом так же внеформальные сферы. Исходя из определения самообразования, выделим в структуре самообразования две составляющие: внутреннюю и внешнюю. Внутренняя структура самообразования может быть представлена в виде системы взаимосвязанных элементов: интересы, мотивы, потребности. Потребность в самообразовании – сложное свойство. Оно характеризуется диалектическим единством двух компонентов:
потребностью в знаниях и потребностью в познавательных действиях. Формируется эта потребность в процессе деятельности. Применительно к обучающимся - в процессе их учения. Систематическое привлечение обучающихся к активной самостоятельной познавательной работе способствует обогащению их опыта самообразовательной познавательной деятельности и создает необходимые предпосылки для возникновения потребности в самообразовании. Готовность, как определенное отношение к самообразованию по своему содержанию представляет сложный сплав знаний, умений и навыков учебного труда, ценностных ориентаций личности, интеллектуальных и волевых качеств. Схематически технологический процесс формирования готовности человека к самообразовательной деятельности может быть представлен в следующим виде (Таблица 2) Готовность – как умения и навыки учебного труда с одной стороны, представляет собой в содержательном плане мировоззренческую позицию личности по отношению к себе лично и к окружающему миру.
Информация по педагогике:
Образовательное учреждение как объект
управления
Последнее десятилетие ХХ в. и начало ХХI являются периодом интенсивного поиска новых концептуальных идей, обеспечивающих повышение качества общего образования. Поиск новых моделей управления образовательными системами обусловлен изменениями в социально-экономической жизни страны (переход к экономик ...
Планирование ребенка, как предупреждающий фактор благополучного развития личности
Материнство изучается в русле различных наук: истории, культурологии, медицины, физиологии, биологии поведения, социологии, психологии. В последнее время появился интерес к комплексному исследованию материнства. Важность материнского поведения для развития ребенка, его сложная структура и путь разв ...
Профессионально-педагогическая культура педагога профессионального
обучения
Сущность профессионально-педагогической культуры Для того чтобы определить сущность понятия «профессионально-педагогическая культура», целесообразно рассмотреть такие понятия, как «профессиональная культура» и «педагогическая культура». Профессиональная деятельность как социально-культурное явление ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.