Совокупность психолого-педагогических условий, обеспечивающих эффективность самообразования личности как средства достижения жизненного успеха

Образование и педагогика » Самообразование личности как фактор достижения жизненного успеха » Совокупность психолого-педагогических условий, обеспечивающих эффективность самообразования личности как средства достижения жизненного успеха

Страница 4

Как объект жизненного процесса личность подвергается воздействию условий, событий жизни, находится под влиянием социальных отношений, культурных традиций и нравственных законов.

Обладая качеством субъекта жизни, личность организует и структурирует

Свою жизнь, регулирует ее ход, выбирает и осуществляет избранное направление.

Личность способна выбирать разные сценарии и модели поведения. Одни из них могут способствовать жизненному успеху, другие приводить к неудаче, но все они позволяют личности структурировать жизнь, задавать ей определенное направление, которое обеспечивает возможность достижения жизненной цели.

Говоря о жизненном успехе как результате активности личности, следует учитывать направленность активности, степень соответствия целей и результатов в реализации активности, средства достижения результата.

Выбор личностью средств достижения жизненного успеха зависит от степени присвоения ею социального опыта, сформулированности и направленности ценностных ориентаций, то есть от некой «суммы знаний», полученных в результате образования, а в дальнейшем самообразования.

Таким образом выделив понятие «жизненный путь» как процесс развития человека в качестве субъекта собственной жизни, мы определили «жизненный успех» как результат активности личности, характеризующийся направленностью, степенью соответствия жизненных целей и результатов в реализации активности, а так же способов достижения, одним из которых является самообразование.

Самообразование, овладение которым позволяет личности вырабатывать жизненную стратегию, не зависящую от частных обстоятельств и ситуаций, складывающихся в его профессиональной и социальной биографии.

Поэтому самообразование – это не только одна из предпосылок выживания личности в современных условиях, но и способ достижения жизненного успеха. В рамках нашего исследования мы рассматриваем самообразование как средство поиска и усвоения социального опыта, с помощью которого личность может осуществить собственное образование, развитие и профессиональную подготовку в соответствии с поставленными целями и задачами.

Самообразовательную деятельность можно рассматривать в двух аспектах: пространственном и временном.

Пространственный аспект позволяет выделить общественные сферы, области деятельности, в которых личность осваивает опыт самообразовательной деятельности, а так же реализует его. Опыт, как совокупность практически усвоенных знаний, навыков и умений, приобретается в формальных, внеформальных и неформальных сферах образования. Временной аспект – вытекает из сущности самообразования как саморазвития, то есть изменяющийся во времени. Такой подход дает возможность во-первых рассмотреть процесс «самообразования» в зависимости от конкретного момента, и проследить его динамику в течении определенного периода, во-вторых – понять «самообразование», как процесс изменения у личности конкретно-исторических и типических черт. Это позволяет определить условия, обеспечивающие эффективность самообразования, в-третьих определить особенности самообразования в различные возрастные периоды жизни личности. В нашем исследовании мы определили в качестве пространства для получения получения опыта самообразования, пространство факультета экономики и информатики, исследуя при этом так же внеформальные сферы. Исходя из определения самообразования, выделим в структуре самообразования две составляющие: внутреннюю и внешнюю. Внутренняя структура самообразования может быть представлена в виде системы взаимосвязанных элементов: интересы, мотивы, потребности. Потребность в самообразовании – сложное свойство. Оно характеризуется диалектическим единством двух компонентов:

потребностью в знаниях и потребностью в познавательных действиях. Формируется эта потребность в процессе деятельности. Применительно к обучающимся - в процессе их учения. Систематическое привлечение обучающихся к активной самостоятельной познавательной работе способствует обогащению их опыта самообразовательной познавательной деятельности и создает необходимые предпосылки для возникновения потребности в самообразовании. Готовность, как определенное отношение к самообразованию по своему содержанию представляет сложный сплав знаний, умений и навыков учебного труда, ценностных ориентаций личности, интеллектуальных и волевых качеств. Схематически технологический процесс формирования готовности человека к самообразовательной деятельности может быть представлен в следующим виде (Таблица 2) Готовность – как умения и навыки учебного труда с одной стороны, представляет собой в содержательном плане мировоззренческую позицию личности по отношению к себе лично и к окружающему миру.

Страницы: 1 2 3 4 5

Информация по педагогике:

Функции классного руководителя
Педагог как руководитель классного коллектива реализует свои функции относительно всего класса в целом и каждого ученика в отдельности. Воспитательные задачи классный руководитель решает в соответствии с учетом возраста детей и взаимоотношений внутри класса, учитывая при этом индивидуальные особенн ...

Чрезмерная активность школьников
Чрезмерная активность-это еще не психическое расстройство. Однако иногда она сопровождается серьезными задержками эмоционального, умственного интеллектуального развития. Нередко такое поведение чревато стрессами и может привести к перевозбуждению. Чрезмерная активность наблюдается у 5-8% мальчиков ...

Информационные технологии дистанционного обучения
Основная роль, выполняемая телекоммуникационными технологиями в дистанционном обучении - обеспечение учебного диалога. Обучение без обратной связи, без постоянного диалога между преподавателем и обучаемым невозможно. Обучение (в отличие от самообразования) является диалогичным процессом по определе ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru