Понятие и сущность пересказа как жанра монологической речи

Страница 4

По мнению Ладыженской Т.А., пересказ формирует умения в разных видах речевой деятельности: с одной стороны, умение воспринимать текст на слух (аудирование) или зрительно (чтение), с другой - умение пересказывать текст устно (озвученное чтение с элементами говорения) или письменно.

Анализ исходного текста, его темы, идеи, композиционных и языковых особенностей и последующее его воспроизведение формирует у учащихся умения связной речи (коммуникативные умения). Это умение раскрывать тему и основную мысль высказывания; умение собирать и систематизировать материал к высказыванию по такому источнику, как книга; умение планировать и создавать высказывание с учетом его задачи, темы, основной мысли; умение стоить монологические высказывания разных функционально-смысловых типов (описание, повествование, аргументация) и др.

В основе пересказа лежит подражание образцу. "Вместе с тем, - высказывает свое мнение Т.А. Ладыженская, - относясь к видам работ, обучающим через подражание, пересказ сохраняет для ученика возможность самостоятельных проявлений, активизирует как воспроизводящее, так и творческое мышление. В процессе работы над текстом школьники учатся анализировать, синтезировать, выделять главное, сосредоточивать внимание на одних явлениях и абстрагироваться от других".

Понимая значение пересказа для развития речи В.В. Голубков, тем не менее, отвергает "механические пересказы, умертвляющие своеобразие художественного текста". Он считал, что пересказы должны быть результатом основательного изучения и глубокого восприятия поэтического произведения.

Современные монографии и диссертационные исследования, посвященные пересказу как средству речевого развития, немногочисленны. Так Н.И. Гришечкина предложила методику обучения письменному пересказу в средней школе с опорой на понятия лингвистики текста (М., 1988).В.А. Лемещенко исследовала художественный пересказ как средство развития монологической речи учащихся при изучении произведений разных жанров (М., 1997) .

В работе Л.Ф. Ни раскрыты подходы к обучению продуктивному пересказу учащихся младших классов (М., 1993). О.А. Шорохова показала зависимость развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста от особенностей вариативного обучения пересказыванию (Курск, 2001).

Для педагогов - практиков будут интересны монографии Г.В. Королевой [18; 19], содержащие не только изложение уникальных методических приемов при работе над пересказом авторского текста, но также тексты различной сложности для работы в начальной школе, к каждому из которых прилагаются подробные методические материалы по типологическому и содержательно-композиционному анализу текста, составлению плана пересказа, разработке схем, рисунков и таблиц для более глубокого и качественного усвоения содержания текста-образца.

Проведенный нами анализ теоретического материала позволил выявить наиболее значимые аспекты в использовании пересказа в коммуникативной деятельности и его роли в развитии связной речи школьника:

Во-первых, в каждом виде речевой деятельности, помимо специфических для него умений и навыков, формируются и умения, общие для всех видов деятельности, в частности такое базисное, исходное умение, как понимать информацию, умение, которое связывает в единый процесс мышление и речь.

Во-вторых, переход от мысли к речи и от речи к мысли требует преобразования, перекодирования информации.

В-третьих, в основе пересказа как психологического процесса лежит подражание речи взрослого человека (автора), однако это не простое копирование, с помощью которого ребенок овладевает речью в младенческом возрасте, а процесс более сложный, более творческий, не сводящийся к непроизвольному запоминанию речевых образцов.

Страницы: 1 2 3 4 5

Информация по педагогике:

КМС как система кредитов, сосредоточенная на студенте
ECTS - система кредитов, сосредоточенная на студенте, потому что она помогает вузам смещать акцент при разработке образовательной программы и обеспечить переход от традиционных подходов, сосредоточенных на преподавателе, к подходам, которые отвечают нуждам обучающихся. При традиционных подходах, со ...

Сущность, структура и содержание метода проектов в физическом воспитании школьников
Понятие "проект" вброшено в российскую педагогику и еще не осмыслено до конца. Но уже ясно: проект многогранен. Кроме того, проект эффективен. Проект перспективен. Проект неисчерпаем! Подведем некоторые итоги, что же такое проект?. Проект - это метод обучения, который может быть использов ...

Тематическое планирование элективного курса «Основы биотехнологии»
Биотехнология. Биотехнологические процессы в пищевой промышленности. Биотехнологическая переработка отходов. Бактериальное выщелачивание. Основы получения БАВ. Производство кормового белка. Производство аминокислот, витаминов и антибиотиков. Применение ферментов. Практическая работа «Приготовление ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru