Понятие и сущность пересказа как жанра монологической речи

Страница 4

По мнению Ладыженской Т.А., пересказ формирует умения в разных видах речевой деятельности: с одной стороны, умение воспринимать текст на слух (аудирование) или зрительно (чтение), с другой - умение пересказывать текст устно (озвученное чтение с элементами говорения) или письменно.

Анализ исходного текста, его темы, идеи, композиционных и языковых особенностей и последующее его воспроизведение формирует у учащихся умения связной речи (коммуникативные умения). Это умение раскрывать тему и основную мысль высказывания; умение собирать и систематизировать материал к высказыванию по такому источнику, как книга; умение планировать и создавать высказывание с учетом его задачи, темы, основной мысли; умение стоить монологические высказывания разных функционально-смысловых типов (описание, повествование, аргументация) и др.

В основе пересказа лежит подражание образцу. "Вместе с тем, - высказывает свое мнение Т.А. Ладыженская, - относясь к видам работ, обучающим через подражание, пересказ сохраняет для ученика возможность самостоятельных проявлений, активизирует как воспроизводящее, так и творческое мышление. В процессе работы над текстом школьники учатся анализировать, синтезировать, выделять главное, сосредоточивать внимание на одних явлениях и абстрагироваться от других".

Понимая значение пересказа для развития речи В.В. Голубков, тем не менее, отвергает "механические пересказы, умертвляющие своеобразие художественного текста". Он считал, что пересказы должны быть результатом основательного изучения и глубокого восприятия поэтического произведения.

Современные монографии и диссертационные исследования, посвященные пересказу как средству речевого развития, немногочисленны. Так Н.И. Гришечкина предложила методику обучения письменному пересказу в средней школе с опорой на понятия лингвистики текста (М., 1988).В.А. Лемещенко исследовала художественный пересказ как средство развития монологической речи учащихся при изучении произведений разных жанров (М., 1997) .

В работе Л.Ф. Ни раскрыты подходы к обучению продуктивному пересказу учащихся младших классов (М., 1993). О.А. Шорохова показала зависимость развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста от особенностей вариативного обучения пересказыванию (Курск, 2001).

Для педагогов - практиков будут интересны монографии Г.В. Королевой [18; 19], содержащие не только изложение уникальных методических приемов при работе над пересказом авторского текста, но также тексты различной сложности для работы в начальной школе, к каждому из которых прилагаются подробные методические материалы по типологическому и содержательно-композиционному анализу текста, составлению плана пересказа, разработке схем, рисунков и таблиц для более глубокого и качественного усвоения содержания текста-образца.

Проведенный нами анализ теоретического материала позволил выявить наиболее значимые аспекты в использовании пересказа в коммуникативной деятельности и его роли в развитии связной речи школьника:

Во-первых, в каждом виде речевой деятельности, помимо специфических для него умений и навыков, формируются и умения, общие для всех видов деятельности, в частности такое базисное, исходное умение, как понимать информацию, умение, которое связывает в единый процесс мышление и речь.

Во-вторых, переход от мысли к речи и от речи к мысли требует преобразования, перекодирования информации.

В-третьих, в основе пересказа как психологического процесса лежит подражание речи взрослого человека (автора), однако это не простое копирование, с помощью которого ребенок овладевает речью в младенческом возрасте, а процесс более сложный, более творческий, не сводящийся к непроизвольному запоминанию речевых образцов.

Страницы: 1 2 3 4 5

Информация по педагогике:

Социальные технологии в профилактике девиантного поведения подростков
Социальная работа все чаще становится предметом многостороннего научного анализа. Например, в работе М. Пэйна рассматриваются вопросы институционализации социальной работы, её взаимоотношения с социальной политикой, теоретические основы развития социальной работы. Автор отмечает, что социальная раб ...

Структура математической игры
Математическая игра имеет устойчивую структуру, которая отличает ее от всякой другой деятельности. Основными структурными компонентами математической игры являются: игровой замысел, правила, игровые действия, содержание, оборудование, результат игры. Остановимся более подробно на отдельных структур ...

Система физического воспитания в дошкольных учреждениях: цели, задачи, средства
Система физического воспитания в дошкольных учреждениях представляет собой единство цели, задач, средств, форм и методов работы, направленных на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей. Одновременно она является подсистемой, частью общегосударственной системы физического воспит ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru